Поршневой авиационный двигатель М-106 (М-106-1ск, М-106П).
Разработчик: В.Я.Климов
Страна: СССР
Год постройки: 1942 г.
В середине войны выяснилось, что для фронтовых истребителей большая высотность не так уж нужна: воздушные бои, как правило, велись на эшелонах до 4 км. Именно здесь требовался максимальный избыток мощности для обеспечения маневренности и преимущества в скорости. Поэтому в КБ Климова в 1942 году создали двигатель М-106П. Его мощность увеличили до 1350 л.с. на взлетном режиме и на высоте 2000 м. Удельная масса мотора составляла всего 0,48 кг/л.с. по земной номинальной мощности. Основными конструктивными отличиями его от М-105ПФ стали уменьшенная степень сжатия и односкоростной ПЦН. Предполагалось, что двигатель станет основным для истребительной и отчасти бомбардировочной авиации.
По сравнению с М-105ПФ в двигателе М-106П была снижена степень сжатия с 7,1 до 6,5. Увеличена производительность основной маслонагнетающей помпы. Были изменены поршни, конструкция блоков, усилены коленвал и шестерни редуктора. Установлен односкоростной приводной центробежный нагнетатель конструкции В.А.Доллежаля. Габариты и посадочные места двигателя аналогичны М-105. За счет повышения давления наддува с 1050 до 1175 мм ртутного столба мощность на расчетной высоте увеличилась с 1180 л.с. на высоте 2700 м (у М-105ПФ) до 1350 л.с. на высоте 2000 м (у М-106П).
Двигатель долго доводился, так как не удавалось устранить тряску на переходных режимах, выбросы масла, детонацию и дымление. Снят с производства в мае 1943 года.
Модификации:
М-106 (М-106-1ск, М-106П) — двигатели этой модификации серийно выпускались в 1942-1943 годах. Предусматривалась установка 20-мм пушки ШВАК в развале блоков цилиндров. Мощность составляла 1250/1350 л.с., вес достигал 600 кг. Выпущено 238 штук.
М-106 — вариант аналогичный предыдущему проектировался в 1939 году для бомбардировщиков. В этой модификации отсутствовала возможность установки пушки в развале блоков цилиндров.
М-106ПВ — модификация повышенной высотности, устанавливался двухступенчатый ПЦН.
М-106 с турбореактором Ефремова — проектировался в 1940 году, отличался введением туннельного радиатора конструкции Ефремова, обеспечивающего создание реактивной тяги.
М-106ТК — проект 1940 года с двумя турбонагнетателями ТК-1.
ТТХ:
Тип: 12-цилиндровый, рядный, V-образный, карбюраторный
Рабочий объем, л: 35,00
Степень сжатия: 6,50
Масса мотора, кг: 600
Взлетный режим
-мощность, л.с.: 1350
-частота вращения, об/мин: 2600
Номинальный режим
-мощность у земли, л.с.: 1250
-частота вращения, об/мин: 2700
Высотный режим
-мощность на высоте 2000 м, л.с.: 1350
Номинальные удельные параметры
-удельная масса: 0,48
-литровая мощность, л.с./л.: 35,71
Редуктор: 2:3
Октановое число топлива: 95
.
Источник:
В.Р.Котельников. Отечественные авиационные поршневые моторы.