Поршневой авиационный двигатель М-120.

Разработчик: В.Я.Климов
Страна: СССР
Начало разработки: 1938 г.
Постройка: 1940 г.

В 1938 году под руководством В.Я.Климова, на база двигателя М-103, была начата разработка двигателя М-120.

18-цилиндровый, рядный двигатель жидкостного охлаждения М-120, состоявший из трех блоков от М-103, а затем от М-105. Блоки располагались под углом 120° друг к другу этакой трехлучевой звездой, причем один блок был ориентирован головками вверх (в перевернутой Y-образной конфигурации). Мотор оснастили карбюратором и двухскоростным ПЦН.

В дальнейшем предполагалось выпустить модификации М-120НВ (с непосредственным впрыском топлива), М-120ТК (с турбонаддувом) и М-120УВ (с удлиненным валом для использования на самолете с компоновкой американской «Аэрокобры»). На новый двигатель возлагались большие надежды. Разным конструкторам выдали большое количество заданий, связанных с проектированием истребителей и бомбардировщиков с М-120. В результате возникли проекты ПБ, ФБ (превратившийся позже в Ту-2), ОДБ и ИВС.

Расчетная взлетная мощность двигателя М-120 у земли составляла 1850 л.с., а с использованием турбокомпрессоров (ТК) на высоте 10000 м — 1430 л.с.

Но доводка трехблочного мотора продвигалась медленно и с большими трудностями. В ноябре 1940 года поднялся в воздух опытный дальний бомбардировщик ДБ-4, оснащенный двумя М-120ТК. Позже такие же моторы смонтировали на опытном высотном бомбардировщике ДВБ-102, созданном группой инженеров-заключенных во главе с В.М.Мясищевым в специальном конструкторском бюро НКВД.

Однако за несколько лет так и не удалось выйти на заданные уровни мощности и надежности двигателя. Ресурс опытных образцов не превышал 50 часов. В 1942 году, в тяжелое военное время, работу по М-120 исключили из плана.

Двигатель М-120.

Двигатель М-120.

.

.
Список источников:
Журнал «Двигатель» №3 (39) 2005 г. Владимир Котельников. Совершенствование моторов «Испано-Сюиза» 12Y Владимиром Яковлевичем Климовым.
Михаил Маслов. Утерянные победы советской авиации.