Поршневой авиационный двигатель М-32.

Разработчик: В.М.Яковлев
Страна: СССР
Год постройки: 1934 г.

Двигатель для истребителей этой конструкции разрабатывался с 1929 года КБ завода № 24, а с февраля 1931 года в ИАМ под руководством В.М.Яковлева. В октябре 1934 года двигатель запустили на стенде. В 1934 году поступило задание на модификацию двигателя под наименованием М-32РН. Двигатель был изготовлен и поставлен на стенд. В 1935 году шла доводка двигателя. К этому времени М-32 уже устарел, поэтому работы по нему прекратили. Всего изготовили 5 экземпляров М-32.

Двигатель М-32 представлял собой 16-цилиндровый V-образный четырёхтактный поршневой двигатель водяного охлаждения. Угол развала блоков цилиндров 45°. На первом варианте отсутствовал редуктор и нагнетатель. При испытании выявилось растрескивание головок и выкрашивание подшипников. На следующих двигателях применялись усиленные блоки. При модификации двигателя были установлены редуктор и односкоростной ПЦН.

Двигатель М-32 предлагался для установки на истребители: И-9, И-13 (оба остались в качестве проекта), ДИ-6.

Модификации:
М-32 — первоначальный вариант, без редуктора и ПЦН. Вес по заданию 400 кг, фактически 430 кг.
М-32РН — вариант с редуктором и односкоростным ПЦН. Вес 460 кг.

Тип: 16-цилиндровый, V-образный, четырёхтактный
Объём: 21,7 л
Мощность: 600/750 лс
Ход поршня: 120 мм
Количество цилиндров: 16
Диаметр цилиндров: 120 мм
Топливная система: карбюратор
Система охлаждения: водяного охлаждения.

.

.

Источник:
В.Р.Котельников. Отечественные авиационные поршневые моторы.