Поршневой авиационный двигатель М-4 (Hispano-Suiza 8В).

Разработчик: Hispano-Suiza
Страна: СССР
Год постройки: 1920 г.

Блочную схему для двигателей внутреннего сгорания придумали во Франции. Там же появился первый авиамотор сделанный по этой схеме. Его создали конструкторы фирмы «Hispano-Suiza» под руководством М.Биркигта в 1915 году. Мотор «Hispano-Suiza 8А» мощностью 150 л.с. имел два блока по четыре цилиндра, установленных под прямым углом.

Конструкцию такого блока сейчас приводят во всех учебниках как пример нерациональности. Закрытые (с донышком) стальные гильзы на резьбе вворачивались до упора в литой алюминиевый блок. Чтобы обеспечивать хорошее прилегание дна, требовалась долгая и трудоемкая ручная подгонка глухого гнезда в блоке. После установки всех гильз еще приходилось мучиться с установкой блока на картер, ведь опирание осуществлялось фланцами гильз, а после подгонки гнезд они оказывались на разной высоте. Задача решалась применением шайб разной толщины. Гильзы почти не подкреплялись блоком, работали на растяжение и изгиб, и вследствие этого получились толстыми и тяжелыми. Но, во-первых, это была первая конструкция такого рода. А во-вторых, она достаточно логично мотивировалась примитивностью технологии начала прошлого века и отсутствием высокопрочных материалов. «Сухой» блок обеспечивал герметичность рубашки без сложных подвижных уплотнений, а передача основных нагрузок на гильзу в какой-то степени подстраховывала возможность некачественного литья, которое тогда считалось нормой.

Мотор «Hispano-Suiza 8А» получился компактным, легким и мощным (по тем временам). По удельной мощности он был одним из лучших в мире. Применение центрального сочленения шатунов обеспечило плавный ход и хорошие пусковые характеристики. Не случайно этот двигатель ставили на многие истребители. Было выпущено несколько модификаций, отличавшихся друг от друга. Затем последовал форсированный по оборотам мотор «Hispano-Suiza 8В», мощность которого довели до 200 л.с.

Эти двигатели, весьма прогрессивные для своего времени по конструкции, вызвали интерес в России. В рамках программы развития автомобильной и авиационной промышленности в конце 1916 года у французов приобрели лицензию на мотор «Hispano-Suiza 8В». Заплатило за нее государство. В декабре того же года Экипажно-автомобильная фабрика П.Ильина в Москве, собиравшая английские двигатели «Sunbeam», начала осваивать выпуск 200-сильного мотора «Hispano-Suiza 8В». Но, по данным Управления воздушного флота (УВФ), вплоть до апреля 1918 года ни одного мотора фабрика не сдала. Заказ на 200 таких же двигателей получил и завод «Анатра» в Одессе. Там, по-видимому, к выпуску двигателей «Hispano-Suiza» даже не приступали.

В декабре 1918 года штаб РККВФ выдал заводу «Мотор» в Москве заказ на 100 таких двигателей под названием «Русский Испано» или «Испано-200». Два головных образца требовалось предъявить к 1 января 1920 года. За основу взяли модель «Hispano-Suiza 8Вb» с понижающим редуктором, но переработали конструкцию в соответствии с имевшимся оборудованием, материалами и комплектующими. Например, на экземпляре, представленном в Политехническом музее в Москве, от французских аналогов отличаются днище картера и устройства запуска ручным стартером.

Весь 1919 год ушел на освоение технологии и подготовку оснастки. Значительные задержки были вызваны нехваткой комплектующих, в частности: магнето, необходимостью освоения технологии отливки алюминиевых поршней, а также отъездом из России французских специалистов. Первый мотор был выпущен только в июле 1920 года, его испытания завершили 24 марта 1921 год. Он был на 4 кг тяжелее оригинала, а его надежность оставляла желать лучшего.

К этому времени двигатель уже порядком устарел. На Западе появились более мощные и совершенные типы двигателей. До конца 1922 года изготовили всего 36 экземпляров, далее «Русский Испано» сняли с производства как устаревший. Выпущенные моторы использовались в качестве запасных для импортных самолетов.

В 1923 году, после введения унифицированной системы обозначений авиационных двигателей, «Испано-200» переименовали в М-4 или М4-200.

1.Двигатель Hispano-Suiza 8В в экспозиции авиамузея.

Двигатель «Hispano-Suiza 8В» в экспозиции авиамузея.

2.Двигатель М-4 в музее ВВС Монино..jpeg

Двигатель М-4 в музее ВВС Монино.

Двигатель М-4 в музее ВВС Монино.

Двигатель М-4 в музее ВВС Монино.

Двигатель М-4 в музее ВВС Монино.

Двигатель М-4 в музее ВВС Монино.

.

.

Источник:
В.Р.Котельников. «Восьмерки» «Испано-Сюизы» В России.