Поршневой авиационный двигатель М-5 (Liberty-12).

Разработчик: А.А.Бессонов и М.П.Макарук
Страна: СССР
Год создания: 1923 г.

Завод «Икар» предложил организовать производство мощных моторов и в 1922 году получил задание на их производство, причем в качестве образцов были выбраны американский Liberty-12 и французский Hispano-Suiza 8Fb (М-6) мощностью соответственно 400 и 300 л.с.

Двигатель Liberty-12 был выбран главным образом потому, что на одном из московских самолетостроительных заводов («Дукс») разворачивалось производство одного из лучших самолетов-разведчиков того времени английского Де Хэвилленд DH-9 с этим мотором, который был известен не только благодаря своим хорошим характеристикам, но и поучительной историей своего создания.

Американцы несколько отставали от воюющих западных держав в моторостроении и не имели моторов мощностью более 100-150 л.с. После вступления США в войну в апреле 1917 года в небывало короткие сроки ими был создан новый мощный мотор. «…Новый двигатель явился продуктом коллективной работы целой плеяды виднейших американских инженеров… Для разработки мотора два крупных инженера, один из которых был главным инженером фирмы «Паккард», были срочно вытребованы в Вашингтон и получили предписание в кратчайший срок спроектировать и построить мощный американский двигатель. Первое их заседание состоялось 3 июня 1917 г. Оба инженера были буквально арестованы в номере гостиницы…» В помощь им с различных заводов были вызваны лучшие инженеры и техники, работавшие круглосуточно. Станки и инструмент для производства деталей мотора были заказаны до окончания выпуска чертежей, детали делали на многих заводах одновременно на основе полной взаимозаменяемости, поэтому сборка не требовала подбора и пригонок.

В итоге 3 июля 1917 года первый мотор был готов. Он получился очень удачным, за 1917-1919 годы было выпущено больше 20 тыс. этих моторов. Они применялись во многих странах на самых разных самолетах до конца 20-х годов.

По имевшемуся на ГАЗ № 2, изношенному, трофейному образцу мотора «Liberty-12» в конце 1922 года был выпущен комплект рабочих чертежей мотора в метрической системе мер, что естественно, потребовало большого числа поверочных расчетов. Были разработаны система допусков и посадок, технологии изготовления и сборки деталей и узлов, изготовлен режущий и мерительный инструмент и приспособления. Завод был реконструирован, укомплектован недостающим оборудованием и несколько расширен. Работа по выпуску документации и подготовке производства велась под руководством конструктора А.А.Бессонова и главного инженера завода М.П.Макарука.

Первый мотор прошел государственные испытания в декабре 1923 года, а первая партия моторов была принята комиссией в 1924 году. В серийное производство мотор был запущен на заводе «Икар» (ГАЗ № 2) и ленинградском «Большевике» (бывшем Обуховском) под обозначением М-5-400 (впоследствии М-5).

Моторы М-5 были в производстве несколько лет, эксплуатировались до 1932-1933 годов, их было выпущено несколько тысяч. Они устанавливались на самолетах-разведчиках Р-1, МР-1 и Р-3, на импортных самолетах Fokker C.IV и истребителях И-1 и И-2. Только для поставки на самолетостроительные заводы было изготовлено около 3200 моторов.

Мотор М-5 представлял собой двухрядный 12-цилиндровый V-образный двигатель с отдельно стоящими цилиндрами и углом развала рядов 45°. Шатуны — вильчатые, т.е. оба главные, подшипники коленчатого вала — скользящие баббитовые. Характерной особенностью мотора было применение системы зажигания Делько «Реми» по типу автомобильных систем, т.е. без магнето, применение которых для авиационных моторов было типовым. При запуске мотора и работе его на малом газе система работала от аккумуляторной батареи, а при рабочих оборотах — от генератора постоянного тока. Насколько известно, это был единственный серийный авиамотор с такой системой зажигания. Само собой, зажигание было двойным — с двумя свечами на каждом цилиндре. Мотор имел два карбюратора и был оборудован приводами к синхронизатору пулемета, счетчику оборотов, бензонасосу и агрегатам самого мотора.

К 1925 году серийное производство обеспечивало поставку вполне надежных моторов М-5. Их надежность была подтверждена участием самолетов с этими моторами в ряде перелетов, в том числе в перелете Москва — Пекин в июне-июле 1925 года двух самолетов Р-1, которые пилотировали М.М.Громов и М.А.Волковойнов.

Условное двигателя: M-5
Рабочий объем, л: 27,01
Степень сжатия: 5,40
Масса мотора, кг: 275
Взлетный режим
-мощность, л.с.: 440
-частота вращения, об/мин: 2100
Номинальный режим
-мощность у земли, л.с.: 400
Номинальные удельные параметры
-удельная масса: 1,02
-литровая мощность, л.с./л.: 14,81.

 

Американский двигатель «Liberty-12».

1а.Двигатель Liberty 12 Model A в экспозиции музея.

Двигатель «Liberty 12» Model A в экспозиции музея.

Двигатель «Liberty 12» Model A в экспозиции музея.

Двигатель М-5.

3.Двигатель М-5Б

Двигатель М-5Б.

.

.

Список источников:
В.Р.Котельников. Отечественные авиационные поршневые моторы.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Поршневой двигатель Liberty-12».