Поршневой авиационный двигатель ВК-105ПФ.

Разработчик: ОКБ В.Я.Климова
Страна: СССР
Построен: 1943 г.

Поршневой двигатель ВК-105ПФ (М-105ПФ) разработан в 1943 году ОКБ В.Я.Климова. Форсированный вариант двигателя М-105П. Путем некоторого снижения высотности по сравнению с М-105П двигатель М-105ПФ существенно увеличил свою мощность. Для серийного выпуска пришлось усилить поршневые пальцы, доработать коленчатый вал, усилить некоторые детали ПНЦ и другие узлы.

Двигатель М-105ПФ был достаточно надежным и простым в крупносерийном производстве. За время Великой отечественной войны было изготовлено около 91000 двигателей М-105 различной модификации, из них более 28000 — двигателей М-105ПФ. Двигатели ВК-105ПФ устанавливались на самолетах ЛаГГ-3, Як-1, Пе-2, Як-7 и других.

Поршневой двигатель ВК-105ПФ-2, разработан в ОКБ В.Я.Климова. Возможности модели М-105ПФ (ВК-105ПФ) без кардинальной переделки конструкции были исчерпаны на модификации ВК-105-ПФ2.

Этот двигатель имел характеристики несколько превышающие характеристики своего прототипа ВК-105ПФ и, что главное, не требовал в при освоении и производстве дополнительного оборудования и оснастки, как ВК-106П, что позволило серийным заводам практически без остановки перейти с производства ВК-105ПФ на производство ВК-105ПФ-2. Форсированный мотор имел взлетную и номинальную мощность в 1290 л.с., а высотный номинал — 1240 л.с. на высоте 2200 м. Двигатель ВК-105ПФ-2 устанавливался на те же самолеты, что и ВК-105ПФ, так же его ставили на один из лучших советских истребителей — Як-3.

Модификации:
-ВК-105ПФ2 — дальнейшее увеличение мощности, считалось, что эта версия исчерпала потенциал конструкции М-105 по дальнейшему наращиванию мощности. Модификация ПФ2 устанавливалась на Як-3.
-ВК-105ПД — экспериментальная высотная версия с нагнетателем Э-100 В.А.Доллежаля, считается неудачной.
-ВК-105ПВ (повышенной высотности) — вариант модификации ВК-105ПД.

ТТХ:

Тип двигателя: ВК-105ПФ / ВК-105ПФ-2
Рабочий объем, л: 35,0 / 35,0
Степень сжатия: 7,1 / 7,2
Масса мотора, кг: 620 / 620
Взлетный режим
-мощность, л.с.: 1210 / 1290
-частота вращения, об/мин: 2600 / 2650
Номинальный режим
-мощность у земли, л.с.: 1210 / 1290
-частота вращения, об/мин: 2700
Высотный режим
-мощность на высоте 700 м, л.с.: 1260 / 1290
-мощность на высоте 2700 м, л.с.: 1180 / 1240
Номинальные удельные параметры
-удельная масса: 0,512 / 0,517
-литровая мощность, л.с./л.: 34,57 / 34,50
Редуктор: 2:3
Октановое число топлива: 95.

 

1.Двигатель ВК-105ПФ в музее ВВС Монино.

Двигатель ВК-105ПФ в музее ВВС Монино.

2.Двигатель ВК-105ПФ в музее ВВС Монино.

Двигатель ВК-105ПФ в музее ВВС Монино.

3.ВК-105ПФ с пушкой ШВАК.

Двигатель ВК-105ПФ с пушкой ШВАК.

4.ВК-105ПФ с пушкой ШВАК.

Двигатель ВК-105ПФ с пушкой ШВАК.

5.ВК-105ПФ с пушкой ШВАК

Двигатель ВК-105ПФ с пушкой ШВАК.

6.ВК-105ПФ с пушкой ШВАК

Двигатель ВК-105ПФ с пушкой ШВАК.

.

.

Список источников:
В.Р.Котельников. Отечественные авиационные поршневые моторы.