Турбореактивный авиационный двигатель Д-36.

Разработчик: ЗМКБ «Прогресс»
Страна: СССР
Серийное производство: 1977 г.

Разработка турбореактивного двигателя с большой степенью двухконтурности Д-36 началась в ЗМКБ «Прогресс» под руководством Лотарёва в конце 60-х годов для перспективного военно-транспортного самолёта Ан-60. Для облегчения замены отдельных агрегатов непосредственно в эксплуатации двигатель выполнен по модульному принципу. В конструкции изпользовано всего 6 подшипников (межвальные подшипники исключены). Серийное производство организовано в 1977 году на Запорожском заводе «Моторостроитель». Устанавливается на самолётах Ан-72, Ан-74, Як-42, экранопланах «Вихрь-2», «Комета-2».

Двигатель Д-36 выполнен по трёхвальной схеме и имеет модульную конструкцию. В конструкции широко использован титан. Двигатель состоит из одноступенчатого трансзвукового вентилятора с титановыми лопатками ротора, 6-ступенчатого компрессора низкого давления с нерегулируемым входным направляющим аппаратом, компрессора высокого давления, кольцевой камеры сгорания с 24 форсунками, одноступенчатой турбины высокого давления, одноступенчатой неохлаждаемой турбины низкого давления, трёхступенчатой турбины вентилятора. Модули двигателя: колесо вентилятора, спрямляющий аппарат вентилятора, вал вентилятора, компрессор низкого давления, коробка приводов, задняя опора, турбина вентилятора, ротор турбины низкого давления, корпус опоры турбины, ротор турбины высокого давления, камера сгорания, промежуточный корпус в сборе с компрессором высокого давления. Двигатель оборудован системой реверса.

Серийное производство продолжается. Капитальный ремонт осуществляется на 695-м АРЗ (г. Арамиль).

Модификации:
Д-36 — базовый.
Д-36 серии 3А — с двумя дополнительных режимами: чрезвычайным (ЧР) и чрезвычайным промежуточным (ЧПР). Устанавливается на Ан-74-200.
Д-36-148 — двигатель для Ан-148.

ТТХ:

Длина, мм: 3470
Ширина, мм: 1541
Высота, мм: 1711
Масса сухая, кг: 1106
Степень двухконтурности: 5,6
Расход воздуха через компрессор, кг/с: 253
Степень повышения давления в компрессоре: 20,2
Температура газа перед турбиной, °C: 1237
Взлётная тяга, кгс: 6500
Удельный расход топлива, кг/кгс-ч
-на взлётном режиме: 0,358
-на крейсерском режиме: 0,649.

1.Двигатель Д-36. Музей истории гражданской авиации в г. Ульяновск.

Двигатель Д-36. Музей истории гражданской авиации в г. Ульяновск.

2.Двигатель Д-36. Музей истории гражданской авиации в г. Ульяновск.

Двигатель Д-36. Музей истории гражданской авиации в г. Ульяновск.

3.Двигатель Д-36. Музей 218-го АРЗ в г.Гатчина Ленинградской обл.

Двигатель Д-36. Музей 218-го АРЗ в г.Гатчина, Ленинградской области.

4.Двигатель Д-36 в качестве учебного пособия в МГТУ ГА.

Двигатель Д-36 в качестве учебного пособия в МГТУ ГА.

5.Двигатель Д-36 в качестве учебного пособия в МГТУ ГА.

Двигатель Д-36 в качестве учебного пособия в МГТУ ГА.

6.Двигатель Д-36 в качестве учебного пособия в МГТУ ГА.

Двигатель Д-36 в качестве учебного пособия в МГТУ ГА.

7.Двигатель Д-436-148.

Двигатель Д-436-148.

Двигатель Д-36. Рисунок 1.

Двигатель Д-36. Рисунок 1.

Двигатель Д-36. Рисунок 2.

Двигатель Д-36. Рисунок 2.

Основные модули двигателя Д-36.

Схема подвески двигателя Д-36 за верхние узлы крепления.

.

.
Список источников:
Иллюстрированный каталог Авиации мира (http://www.brazd.ru).
Ю.В.Киселев, С.Н.Тиц. Конструкция и техническая эксплуатация двигателя Д-36.
Фотоархив сайта russianplanes.net