Турбореактивный авиационный двигатель Р-25-300.

Разработчик: ОКБ-300 им. С.К.Туманского
Страна: СССР
Серийное производство: 1972 г.

Турбореактивный двигатель Р-25-300 разработан в ОКБ-300 им. С.К.Туманского под руководством генерального конструктора С.А.Гаврилова. Это самый форсированный среди отечественных турбореактивных двигателей с форсажной камерой. Повышенное форсирование достигнуто благодаря модернизации форсажной камеры, улучшению системы её охлаждения и увеличению расхода форсажного топлива, подаваемого двумя форсажными насосами с одинаковой максимальной производительностью.

Двигатель устанавливался на истребителях МиГ-21бис, значительно улучшив его скороподъёмность и маневренные характеристики. Серийное производство организовано в 1972 году на Уфимском моторостроительном производственном объединении «Мотор» под обозначением «изделие 25-11». Производился так же индийской фирмой HAL в 1977 году для индийских истребителей МиГ-21бис.

Р-25-300 представляет собой двухвальный двухкаскадный турбореактивный двигатель. Двигатель состоит из 3-ступенчатого компрессора низкого давления, 5-ступенчатого компрессора высокого давления, трубчато-кольцевой камеры сгорания, одноступенчатой турбины низкого давления, одноступенчатой турбины высокого давления, двухступенчатой форсажной камеры и нерегулируемого реактивного сопла.

Двигатель отличался удобством обслуживания, бесступенчатым диапазоном режимов «Форсаж» с плавным регулирование тяги, простотой управления режимами единой ручкой РУД в кабине самолёта. Двухступенчатая форсажная камера позволяла вести бой на больших высотах.

Производство Р-25-300 продолжалось до 1986 года. Капитальный ремонт осуществлялся на авиаремонтном заводе № 218 в Гатчине.

Модернизированный двигатель Р-25-300-94 предназначен для установки на самолет МиГ-21-93. Он оснащен гидролопаточным приводом-генератором с мультипликатором и усиленной цепью привода на коробку агрегатов, позволяющим увеличить в два раза отдаваемую мощность переменного тока (400 Гц), необходимую для питания новой БРЛС.

Технические харктеристики:

Габариты, мм:
-длина: 4615
-диаметр: 907
Масса, кг: 1215
Расход воздуха через компрессор, кг/с: 68,5
Степень повышения давления в компрессоре: 9,55
Температура газа перед турбиной, °C
-на форсаже: 1037
-на чрезвычайном режиме: 1087
Тяга, кгс
-на форсаже: 6850
-на чрезвычайном режиме: 7100
Удельный расход топлива на форсаже, кг/кгс.ч: 2,25.

1.Двигатель Р-25-300.

Двигатель Р-25-300.

2.Двигатель Р-25-300.

Двигатель Р-25-300.

.

.

Список источников:
Иллюстрированный каталог авиации мира (http://www.brazd.ru).