Турбореактивный авиационный двигатель Р-27В-300.
Разработчик: АМНТК «Союз»
Страна: СССР
Серийное производство: 1974 г.
Проектирование двигателя для штурмовика Як-36М началось в 1967 году в АМНТК «Союз» под руководством главного конструктора С.К.Туманского. В 1974 году Р-27В-300 успешно прошёл государственные испытания, и началось его серийное производство. В начале 1980-х годов двигатель был модернизирован (повысилась тяга). Дальнейшим его развитием стал ПМД Р-28В-300, разработанный для оснащения модернизированного штурмовика Як-38М.
Р-27В-300 — одноконтурный турбореактивный двигатель с управляемым вектором тяги и парными соплами. Двигатель имел тягу взлетного режима (без форсажа) 5300 кгс и вес 950 кг. Два сопла с шарнирами шаровидной формы могли поворачиваться на угол более 90° в вертикальной плоскости. Допустимый отбор воздуха на струйное управление самолетом составлял 10 % от максимального расхода воздуха через двигатель.
Использовался на серийном самолёте вертикального взлёта и посадки Як-38 (Як-36М) и его модификации Як-38У в качестве подъёмно-маршевого двигателя.
Двигатель Р-27В-300 — одноконтурный осесимметричный. Состоит из следующих элементов:
-входное устройство;
-компрессор низкого давления (пять ступеней);
-компрессор высокого давления (шесть ступеней);
-кольцевая камера сгорания;
-турбины низкого и высокого давлений (по одной ступени) с охлаждаемыми лопатками;
-раздвоенное дозвуковое сопло, перенаправляющее поток выходящих газов на две поворотные насадки;
-две поворотные сужающиеся насадки — приводятся в движение турбомоторами, синхронизация осуществляется с помощью рессор.
Модификации:
Р-27В-300 — базовая версия для СВВП Як-38. Позже прошёл модернизацию, увеличившую тягу двигателя.
Р-28В-300 — ТРДД на базе Р27В-300 для модернизированных штурмовиков Як-38М. Отличается увеличенным диаметром входного устройства, за счёт чего была повышена тяга.
Массогабаритные характеристики:
Сухая масса — 1350 кг
Длина — 3700 мм
Диаметр — 1012 мм
Рабочие характеристики
Тяга взлётная — 6100 кгс
Тяга крейсерская — 6800 кгс
Степень повышения давления — 10,5
Удельный расход топлива — 0,883 кг/кгс·ч.
Двигатель Р-27В-300.
Двигатель Р-27В-300. Музей АМНТК «Союз».
Двигатель Р-27В-300. Музей АМНТК «Союз».
Двигатель Р-27В-300. Музей АМНТК «Союз».
Двигатель Р-27В-300. Музей АМНТК «Союз».
.
.
Список источников:
Официальный сайт АМНТК «Союз» (http://www.amntksoyuz.ru).
Ю.А.Лунёв. Як-38 — тернистый путь первопроходца.