Турбореактивный авиационный двигатель Р-95Ш.

Разработчик: ФГУП «Научно-производственное предприятие «Мотор»
Страна: СССР
Начало разработки: 1976 г.
Серийное производство: 1980 г.

Турбореактивный двухвальный двигатель Р-95Ш разработан в ФГУП «Научно-производственное предприятие «Мотор»» под руководством С.А.Гаврилова в 1979 году для штурмовика Су-25. За основу взят двигатель Р-13Ф-300. Отличие заключается в нерегулируемом сопле и отсутствии форсажной камеры.

Компрессор осевой, двухконтурный, 8-ступенчатый (3 ступени низкого и 5 ступеней высокого давления). Камера сгорания прямоточная трубчато-кольцевая (10 жаровых труб с 2 воспламенителями). Газовая реактивная турбина осевая, двухступенчатая, с охлаждаемыми сопловыми лопатками первой ступени, корпусом и дисками. Реактивное сопло нерегулируемое, сужающееся. Двигатель имеет нижнюю коробку приводов и оснащён автономным электрическим запуском (от аккумуляторов или аэродромных источников электроэнергии). Система управления — гидромеханическая.

Р-95Ш зарекомендовал себя очень надёжным и простым в эксплуатации. Опыт применения Су-25 подтвердил высокую боевую живучесть двигателя. Выпускался с 1980 года на ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение». Капитальный ремонт двигателя осуществлялся на 218 АРЗ в Гатчине.

ТТХ:

Длина, мм: 3300
Диаметр максимальный, мм: 914
Масса сухая, кг: 990
Удельный расход топлива на крейсерском режиме, кг/кгс.ч: 1,28
Степень повышения давления в компрессоре: 8,66
Температура газа перед турбиной, °C: 875
Взлётная тяга, кгс: 4100

Двигатель Р-95Ш.

Двигатель Р-95Ш.

Двигатель Р-95Ш.

Двигатель Р-95Ш.

Двигатель Р-95Ш.

Двигатель Р-95Ш.

4.Р-95Ш. Схема.

.

.
Список источников:
И.А.Бедретдинов. Штурмовик ОКБ П.О.Сухого Су-25.