Турбовальный авиационный двигатель Д-25В.

Разработчик: ОКБ-19 (ныне — ОАО «Авиадвигатель», г. Пермь)
Страна: СССР
Разработка: 1958 г.
Принят на вооружение: 1963 г.

Двигатель Д-25В представляет собой двухвальный турбовинтовой двигатель, предназначенный для использования на вертолетах Ми-6 и Ми-10. В мотоустановку вертолета входят два двигателя Д-25В и редуктор Р-7. Двигатели (правый и левый) взаимозаменяемы. Двигатель Д-25В проходил летные испытания на опытном Ми-6 с 1959 года, в том же году внедрен в серию. Принят на вооружение в составе Ми-6 с 1963 года, с того же года эксплуатировался в гражданской авиации на Ми-6.

Двигатель разработан в середине 50-х годов в ОКБ-19 (ныне — ОАО «Авиадвигатель», г. Пермь) под руководством Главного конструктора Павла Александровича Соловьёва, на базе внутреннего контура двигателя Д-20П, — первый в практике авиационного двигателестроения двигатель со «свободной турбиной» привода полезной нагрузки.

Особенностью двигателя Д-25В является наличие в нем свободной турбины для привода вала несущего винта вертолета, не связанной кинематически с турбокомпрессорной частью двигателя. Наличие такого рода турбины дает возможность устанавливать на ней обороты, независимо от режима работы турбокомпрессорной части двигателя. Эта особенность имеет ряд конструктивных и эксплуатационных преимуществ, а именно:
-позволяет получать желаемое число оборотов вала несущего винта вертолета по режимам и высотам полета, независимо от числа оборотов турбокомпрессорной части двигателя;
-позволяет получать оптимальные расходы топлива при различных условиях эксплуатации двигателя;
-обеспечивает более легкий запуск двигателя;
-исключает необходимость иметь в силовой установке вертолета фрикционную муфту (муфту включения).

Двигатель состоит из следующих основных узлов:
-входного корпуса компрессора с коробками приводов агрегатов;
-осевого девятиступенчатого (восьмиступенчатого) компрессора с перепуском воздуха после III и IV ступеней компрессора. Перепуск воздуха осуществляется автоматически через отверстия, прикрываемые лентами перепуска;
-трубчатокольцевой камеры сгорания с двенадцатью жаровыми трубами;
-одноступенчатой турбины, работающей на привод компрессора;
-двухступенчатой турбины (турбина винта), работающей через редуктор на привод вала несущего винта вертолета;
-трансмиссии, передающей крутящий момент от двухступенчатой турбины на редуктор;
-системы топливопитания и автоматического управления двигателем;
-системы автономного запуска со стартер-генератором;
-системы смазки и суфлирования;
-противопожарной системы двигателя;
-выхлопной трубы.

На входном корпусе компрессора двигателя установлены верхняя и нижняя коробки приводов, зубчатые колеса которых приводятся во вращение от вала ротора компрессора через центральный привод и шлицевые валики, проходящие через полости верхней и нижней вертикальных стоек входного корпуса компрессора.

На верхней коробке приводов устанавливаются: стартер-генератор СТГ-12ТМ, основной топливный насос-регулятор НР-23А (НР-23), подкачивающий топливный насос 707С, центробежный регулятор ЦР-23А (ЦР-23), воздушный компрессор АК-50М, датчик ДТЭ-2 счетчика оборотов и центробежный суфлер (только на двигателе 2-й серии).

На нижней коробке приводов устанавливаются: основной масляный насос МН-23В (МН-23), масляный фильтр 1ЛФС-19-18В, центробежный воздухоотделитель ЦВО-23 (ЦВО-18), кран слива масла, магнитная пробка и дренажный бачок.

На корпусе турбины винта устанавливается масляный насос откачки МНО-23Т, приводимый во вращение от вала турбины винта через систему зубчатых колес и шлицевой валик.
Существует две модификации двигателя Д-25В. Первая серия — исходная модификация. Вторая серия двигателя отличается от первой количеством ступеней компрессора и техническими данными. Двигатели Д-25В серии 1 имели 8-ступенчатый компрессор, на Д-25В серии 2 добавлена еще одна ступень.

С 1960 года устанавливался также на Ми-10, с 1965 года — на Ми-10К.

Для опытного вертолета поперечной схемы В-12 (Ми-12) разработана форсированная модификация Д-25ВФ мощностью 6500 л.с. с 10-ступенчатым компрессором, работающая совместно с редуктором Р-12. Два В-12 с четырьмя Д-25ВФ проходили испытания в 1967-1974 годах. В настоящее время эксплуатация двигателей Д-25В продолжается на вертолетах Ми-10К, полеты Ми-6 в России прекращены.

Модификации:
Д-25В — базовый.
Д-25ВФ — форсированный до 6500 л.с. Устанавливался на В-12.

ТТХ:

ТТХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Двигатель Д-25В.

 

Двигатель Д-25В.

Двигатель Д-25В в экспозиции музея.

Разрез Д-25В.

Разрез Д-25В.

Схема установка двигателей Д-25В на Ми-6.

Схема установка двигателей Д-25В на Ми-6.

.

.

Список источников:
Журнал «Взлёт» № 04 за 2006 г. Турбовальные двигатели для вертолетов.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Турбовальный двигатель Д-25В».