Турбовальный авиационный двигатель ТВ7-117В.

Разработчик: ОКБ им. В.Я.Климова
Страна: СССР
Начало разработки: 2009 г.
Начало летных испытаний: 2013 г.

На базе самолётного ТВ7-117С разработаны и испытаны вертолётные двигатели ТВ7-117В(ВМ) для Ми-38 и его модификаций, ТВ7-117ВК для модернизации Ми-28, Ка-50 и Ка-52. Работы по созданию двигателя ТВ7-117В начаты в 2009 году с момента утверждения ТЗ на двигатель. Работы по созданию двигателя ТВ7-117В, получили высокий приоритет в планах как ОАО «Климов», так и всей «Объединенной двигателестроительной корпорации».

Конструктивные особенности двигателя ТВ7-117В:
— одновальный осецентробежный компрессор, состоящий из пяти осевых и одной центробежной ступени; входной направляющий аппарат и направляющие аппарата первых двух степеней — регулируемые;
— кольцевая противоточная камера сгорания;
— 2-х ступенчатая осевая турбина компрессора с охлаждаемыми сопловыми и рабочими лопатками;
— 2-х ступенчатая осевая свободная турбина с выводом вала отбора мощности назад (на ТВ7-117ВК);
— на модификации ТВ7-117В вал отбора мощности выведен вперед;
— выхлопной патрубок с поворотом потока на 60 град. (на ТВ7-117ВК);
— на модификации ТВ7-117В выхлопной патрубок выполнен в виде осевого сопла;
— электронно-гидромеханическая система управления и контроля с развитыми функциями.

Основными техническими характеристиками двигателя ТВ7-117В являются: мощность на взлетном режиме 2800 л.с, при низком удельном расходе топлива 205 г/л.с.час, использование 2,5 минутного чрезвычайного режима мощности 3750 л.с., что является неоспоримым преимуществом.

На двигателе применена современная система автоматического управления типа FADEC, что дает множество преимуществ, в т.ч. возможность восстановления режимов работы двигателя и диагностики технического состояния. Преимуществами двигателя ТВ7-117В являются отсутствие аналогов в данном классе мощностей как по топливной экономичности, так и по взлетной мощности. На двигателе применена модульная конструкция, что упрощает его обслуживание и ремонт.

В 2010 году два собранных в ОАО «Климов» летных образца двигателя ТВ7-117В были переданы ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля» для установки на первый опытный вертолет — Ми-38-2, продемонстрированный на статической стоянке на МАКС-2011 и МАКС-2013.

В 2013 году для обеспечения совместной работы двигателя и редуктора в составе объекта и обеспечения летных испытаний вертолета Ми-38-2 проведен ряд работ по доработке двигателей ТВ7-117В: проведена доработка двигателей стендового и летных двигателей ТВ7-117В по месту стыковки двигателя с редуктором в новом конструктивном исполнении, ресурсный двигатель прошел повторные ресурсные 300 часовые испытания, а в начале октября 2013 года летные двигатели были поставлены на ОАО «МВЗ им. М.Л.Миля» и монтированы на вертолет.

Двигатели прошли наземную отработку в составе вертолета Ми-38-2 ОП-3 по программе предварительных (лётно-доводочных) испытаний в полном объеме с положительными результатами. Вертолет Ми-38-2 ОП-3 после комплекса наземных работ начал первые висения и подлеты 13 ноября 2013 года с двигателями ТВ7-117В №№ К6В0001021 и К6В00011023, по результатам этих успешных испытаний было получено новое Заключение ЦИАМ, а 29 ноября начало заводских летных испытаний было одобрено Методическим советом ЛИИ.

29 ноября 2013 года на летно-испытательной базе ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля» в Томилино состоялся первый вылет третьего летного опытного образца среднего транспортного вертолета Ми-38 — машина Ми-38-2 ОП-3, оснащенного двумя турбовальными двигателями ТВ7-117В разработки ОАО «Климов».

Данное событие является знаковым в отечественном вертолетном двигателестроении. Применение двигателей ТВ7-117В вместо канадских PW127T/S на предсерийном вертолете Ми-38 стало результатом успешной работы опытно-конструкторского коллектива ОАО «Климов», прежде всего в разработке и доводке соединительного модуля между главным редуктором и
двигателем, оптимизации и совершенствования системы автоматического управления двигателями.

ТТХ:

Длина, мм: 1780
Высота, мм: 727
Ширина, мм: 635
Масса, кг: 360
Мощность, л.с.
— чрезвычайный режим: 2800-3500
— взлетный режим: 2500
— крейсерский режим: 1650
Удельный расход, г/л.с.час.
— взлетный режим: 208
Ресурс, час
— назначенный: 6000*
— межремонтный: 1500
* — с доведением до 12000 час.

Двигатель ТВ7-117В.

Двигатель ТВ7-117В для вертолета Ми-38.

Двигатель ТВ7-117ВМ в экспозиции «HeliRussia-2012».

ТВ7-117В. Схема.

.

.

Список источников:
Сайт «Союз авиапроизводителей России».