Авиационные пулеметы ЦКВСВ-19 и «СИБЕМАС».

Разработчик: В.И.Силин
Страна: СССР
Испытания: 1937 г.

К 30-м годам восходит творческий путь советского конструктора-оружейника Вячеслава Ивановича Силина. В 25-летнем возрасте он стал сотрудником тульского ЦКБ № 14. Для работы не хватало технических знаний, и Силин поступил на вечернее отделение Тульского механического техникума, которое успешно окончил в 1938 году.

Одним из первых изделий, над которым серьёзно трудился Вячеслав Иванович, был авиационный пулемет ШКАС.

Заявивший о себе, как талантливый инженер-самоучка, в 1935 году Силин приступил к работе над самостоятельными проектами, когда он в соавторстве с М.Е.Березиным и П.М.Морозенко представили проект совершенно уникального 7,62-мм авиационного пулемета «СИБЕМАС» — Силина, Березина, Морозенко, АВИАЦИОННЫЙ, Скорострельный — с револьверной схемой блока из 4 стволов, которые приводились в движение энергией пороховых газов.

На тот момент нигде в мире не было оружия с таким колоссальным темпом стрельбы, достигавшим 6 тыс. выстрелов в минуту! В этой системе впервые в СССР была применена револьверная (барабанная) схема автоматики, что знаменовало собой качественный скачок в поисках авиационного оружия с высоким темпом стрельбы.

К сожалению, инициатива талантливых конструкторов не получила должной оценки, а неизбежные в каждом новом деле отдельные недоработки привели к тому, что после первых же встретившихся трудностей работа над этой системой была прекращена ориентировочно в 1939-1940 годах. Видимо решения, заложенные в системе «СИБЕМАС», даже для прогрессивного советского руководства того периода показались слишком революционными.

Данных о системе «СИБЕМАС» почти не сохранилось. На настоящий момент не сохранилось ни фотографий, ни схем пулемета «СИБЕМАС», лишь скромные описания и воспоминания современников. Бывший заместитель наркома вооружения СССР В.Н.Новиков написал в своих мемуарах:

«…Пулемёт, сконструированный В.И.Силиным, М.Е.Березиным и П.К.Морозенко, имел… невероятную скорострельность — 6000 выстрелов в минуту. К сожалению, этот авиационный пулемет недооценили и работу над ним прекратили…»

Нельзя, конечно, сказать, что револьверная схема оружия была принципиально новой. Еще в 60-е годы 19 века с подобной схемы, разработанной и запатентованной американским изобретателем Ричардом Джорданом Гатлингом, началась история автоматического оружия. Системы Гатлинга сначала с ручным, а потом и электрическим приводом блока стволов были достаточно распространенным оружием в конце XIX — начале XX веков. Силину же в пулемете «СИБЕМАС» удалось впервые на практике реализовать револьверную схему с приводом от пороховых газов, ставшую визитной карточкой отечественных револьверных систем в послевоенные годы.

Бытующее мнение, что немцы, в конце войны разработавшие свою револьверную авиапушку MG.213, также работавшую на газовом приводе, «подглядели» идею в Советском Союзе, скорее всего притянуто за уши, но, тем не менее, первенство Силина в данном вопросе неоспоримо.

Следующим проектом В.И.Силина была двухствольная система ЦКВСВ-19 под патрон калибра 7,62 мм. Изюминка проекта Силина заключалась в том, что пулемет ЦКВСВ-19 — был именно двухствольный, а не спаренный пулемет с взаимозависимой работой механизмов запирания стволов, действующий на принципе отвода пороховых газов, отличающийся тем, что в целях сообщения штоку возвратно-поступательного движения без участия возвратной пружины газовая камера сделана общей для обоих стволов. Имеет два поршня, сидящих на общем штоке, управляющем работой механизмов пулемета, причем обеспечено попеременное действие пороховых газов, поочередно при выстрелах отводимых из стволов, сообщающее штоку движение и назад, и вперед.

Надо сказать, что на первенство в плане разработки самой концепции двухствольной системы В.И.Силина возводить не нужно. Подобного рода система двухствольного пулемета была разработана в конце Первой Мировой войны немецким конструктором Карлом Гастом. Двухствольный пулемет Гаста на тот момент развивал фантастическую скорострельность в 1600 выстр/мин.

В.И.Силину же в своем образце, поступившем на испытания в 1937 году, удалось достичь 3500 выстр/мин. На тот момент аналогов ЦКВСВ-19 нигде в мире не было. Причем рассматривался вопрос о своего рода едином пулемете, как для авиационного использования, так и в качестве зенитного оружия ближнего действия.

Характерно, что в ходе испытаний опытного образца автоматика работала безукоризненно. Правда, довести ЦКВСВ-19 до серии также не удалось. Начавшаяся война похоронила разработку.

В конце 50-х тема всплыла. Но тогда разработку новой двухствольной системы передали конструкторскому коллективу Грязева и Шипунова, коллег В.И.Силина по тульскому КБП, но работавших в другом отделе. Итогом явилась авиационная пушка ГШ-23, по сей день состоящая на вооружении. Как говорится, «не пойман — не вор». Обвинять в плагиате «соседей» Силин не стал.

ТТХ:

Модификация: ЦКВСВ-19
Калибр, мм: 7,62
Тип автоматики: газоотвод с откатом ствола вперед
Темп стрельбы, выстр/мин: 3500
Начальная скорость пули, м/с: 775-825
Емкость магазина: лента
Масса пули, г: 9,0-10,4
Тип боеприпаса: 7,62 х 54R ШКАС

Авиационный пулемет ЦКВСВ-19.

Авиационный пулемет ЦКВСВ-19.

Схема расположения и действия затворов пулемета ЦКВСВ-19.

.

.

Список источников:
Евгений Аранов. Стрелковое вооружение СССР.