Авиационный четырехствольный пулемет ГШГ-7,62 (ТКБ-621).
Разработчик: КБП МОП
Страна: СССР
Начало разработки: 1968 г.
Принятие на вооружение: 1979 г.
Разработка авиационного пулемёта ТКБ-621 (9А622) для вертолёта Ми-24 началось в КБП МОП в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 1044-381 от 26 декабря 1968 года. Работы велись параллельно с разработкой крупнокалиберного пулемёта ЯкБ-12,7. Для увеличению скорострельности было решено применить вращающийся блок из 4 стволов. В конце 70-х годов пулемёт принят на вооружение под обозначением ГШГ-7,62.
Пулемет был разработан в Тульском КБП под руководством ведущего конструктора Е.В.Глаголева. Обозначение пулемета сложилось из начальных букв фамилий руководителей КБП В.А.Грязева и А.Г.Шипунова, а также ведущего конструктора проекта (Грязев — Шипунов — Глаголев).
Пулемет выполнен по схеме Гатлинга и включает в свой состав вращающийся блок из четырех стволов. Принципиальным отличием пулемёта от зарубежных аналогов, автоматика которых приводится в действие электрическим двигателем, является возможность его автономной работы. Для основной модификации пулемёта требуется небольшая мощность электропитания, которое используется для дистанционного управления стрельбой и работы маломощного электродвигателя в процессе перезаряжания оружия. В случае ручного управления и перезаряжания электропитание не требуется.
Принцип действия автоматики пулемета основан на использовании энергии пороховых газов, отводимых поочерёдно в цилиндр газового двигателя, расположенного рядом с блоком стволов. Для быстрого разгона в начале стрельбы в цилиндре имеются дополнительные газоотводные отверстия, автоматически перекрывавшиеся поршнем двигателя при переходе в основной режим работы. Преобразование возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение блока стволов осуществляется с помощью кривошипно-шатунного механизма и редуктора с коническими шестернями.
Первоначальное страгивание блока стволов решено путем последовательного подключения шестерен редуктора и блока стволов. Уровень силы отдачи пулемёта сравнительно невелик, что позволило отказаться от применения специальных амортизаторов. Торможение и фиксация блока стволов в конце очереди обеспечиваются соответственно жёстким стопором и противоотскоком. Модульная структура предусматривает возможность неполной разборки пулемета на небольшое число укрупнённых узлов.
Автоматика пулемёта работает в режиме основного и пониженного темпа стрельбы. Пониженный темп достигается задержкой действия ударников в затворах каждого из стволов. Боепитание осуществляется посредством металлической звеньевой ленты, подающейся с помощью центральной звезды или с помощью специального устройства беззвеньевого питания, рассчитанного на боекомплект из 1700 патронов. Ударное воспламенение капсюля осуществляется только при полном запирании стреляющего ствола путем введения клина затвора в соответствующее углубление центральной звезды.
Первоначально пулемет ГШГ применялся исключительно как подвесное вооружение в составе вертолетных универсальных гондол ГУВ-8700. Один такой контейнер с двумя 7,62-мм и одним 12,7-мм пулеметами в заряженном состоянии весил 452 кг, его длина составляла 3000 мм, максимальный диаметр — 480 мм. Стрельбу из контейнера осуществлял пилот с помощью коллиматорного прицела АСП-17В.
Позже пулемет ГШГ стали устанавливать в качестве встроенного вооружения на транспортно-ударном вертолете морской пехоты Ка-29. На нем ГШГ смонтирован на подвижной установке в правой носовой части фюзеляжа. Угол вертикального обстрела установки лежит в пределах от 0 до -31°, углы горизонтального обстрела — 28° влево и 30° вправо. В походном положении пулемет закрывается специальным щитком-обтекателем. Огонь из него ведет штурман-оператор, используя прицел АСП-17ВК. Боекомплект пулемета, как и в ГУВе, — 1800 патронов. Благодаря высокой живучести ствола (около 40000 выстрелов) из ГШГ по сравнению с крупнокалиберным пулемётом ЯкБ можно было вести более продолжительный огонь — максимальное число выстрелов в очереди достигало 1000 выстрелов, однако после этого также требовалось длительное охлаждение оружия.
Серийное производство было освоено на Ковровском механическом заводе. В основном пулеметом оснащаются встроенные установки вертолёта Ка-29 и подвесные установки вертолётов Ми-8. Пулемет использует патроны калибра 7,62 х 54 мм с начальной скоростью 850 м/с.
ТТХ:
Калибр, мм: 7,62
Длина, мм: 800
Масса, кг: 18,5-19
Патрон: 7,62 х 54 мм R с пулей ЛПС, Т-46, Б-32 и латунными гильзами (у стальных отрывает донца)
-масса патрона, г: 21,8
-масса пули, г: 9,6
Темп стрельбы
— основной, выстр./мин: 6000
— дополнительный, выстр./мин: 3500
Начальная скорость пули, м/с: 850
Длина непрерывной очереди, выстр.: до 1000
Живучесть ствола, выстр.: 40 000.
Авиационный пулемёт ГШГ-7,62.
Авиационный пулемёт ГШГ-7,62.
Авиационный пулемёт ГШГ-7,62.
Универсальная вертолетная гондола ГУВ-8700.
Универсальная вертолетная гондола ГУВ-8700.
Пулемет ГШГ на вертолете Ка-29.
.
.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Журнал «Оружие» № 5 2008 г. Э.Давыдов, Ю.Амелин. Советский «Гатлинг».
Портал «Современная армия».