Авиационный пулемет ДА.

Разработчик: В.А.Дегтярев
Страна: СССР
Начало разработки: 1925 г.
Принят на вооружение: 1928 г.

17 мая 1926 года Арткомом было утверждено техническое задание на проектирование унифицированного скорострельного пулемета, который бы использовался в качестве ручного в кавалерии и пехоте, и синхронного и турельного в авиации. Но более реальным оказалось создание авиационного пулемета на основе пехотного. Практика «превращения» ручного пулемета в подвижный авиационный (на шкворневых, одиночных турельных, спаренных турельных установках) применялась еще в годы Первой Мировой войны.

Пехотный пулемет ДП.

В период с декабря 1927 года по февраль 1928 года велись испытания авиационного варианта пулемета Дегтярева. Научно-технический комитет Управления военно-воздушных сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии счел «возможным одобрить для учета в плане серийного заказа представленный образец» пулемета Дегтярева. В 1928 году, одновременно с неподвижным пулеметом ПВ-1 конструкции А.В.Надашкевича созданной на основе станкового пулемета «максим», на вооружение военно-воздушных сил был принят турельный авиационный пулемет ДА (Дегтярева, авиационный). Для пулемета ДА был разработан новый дисковый магазин емкостью 65 патронов (для более надежной работы его емкость была уменьшена до 63 патронов), в котором патроны располагались в три яруса и проделывали более сложный путь к патроннику, что было причиной многих задержек в стрельбе. Пулемет также оснащался пистолетной рукояткой и новыми прицельными приспособлениями с флюгер-мушкой.

К передней части ствольной коробки авиационного пулемета Дегтярева привинчивалась планшайба. В ее нижней части был прикреплен шкворень, имеющий изогнутый вертлюг для крепления на установке. Вместо приклада были установлены насеченные деревянные пистолетная рукоятка управления и задняя рукоятка. Спереди сверху была закреплена втулка с кольцевым прицелом, в дульной части ствола на резьбе крепилась втулка имеющая стойку для флюгер-мушки. Поскольку сняли кожух и установили планшайбу, произошли изменения крепления направляющей трубки газового поршня. Сверху магазин оснащался ременной ручкой для быстроты и удобства смены.

Авиационный пулемет ДА.

Много проблем при разработке и доведении пулемета Дегтярева ДА причинял гильзоулавливатель — устройство, необычное даже для видавших виды оружейников. Любой из них прекрасно знаком со всеми проблемами, связанными с подачей патрона из магазина в патронник, извлечением стреляной гильзы и выбросом в определенном направлении. И вдруг оказывается, что, установленный на самолете, пулемет не должен разбрасывать гильзы куда попало. Каждая из них, закатившись в дальний угол кабины, таит в себе подчас смертельную опасность: любой кусок металла, оказавшийся рядом с тягами, качалками, рычагами системы управления, может заклинить их, лишить пилотов всякой возможности контролировать полет.

Значит, все стреляные гильзы надо собрать — и не после полета, на полу кабины, а сразу же, в ходе стрельбы. Первый блин вышел комом. Гильзы все время застревали в горловине мешка, его то и дело приходилось встряхивать — обременительно для ведущего огонь стрелка! Не лучшие результаты дал мешок с жесткими профилированными каркасами самых разных форм. Гильзы застревали. Казалось, именно из-за этого на первый взгляд совершенно пустякового затруднения прекрасный пулемет так и не обоснуется на самолете. Киносъемка помогла справиться с непредвиденным препятствием.

Учитель и руководитель Дегтярева — В.Г.Федоров вспоминал: «Переработка самого пулемета не встретила для В.А.Дегтярева особых затруднений, но главнейшие трудности выявились при проектировании магазина и, как не покажется странным, особого мешка для улавливания гильз… Разработка его долго не удавалась, получались заклинения стреляных гильз в горловине мешка, большею частью от подскакивания гильз вверх при частично наполненном мешке. С целью облегчить наши работы и помочь нам НИИ УВВС произвело весьма интересную работу — киносъемку выбрасывания гильз из пулемета, причем, пуская фильм весьма медленно, можно было изучать своеобразный путь гильз и постепенно подметить причины появления случаев их заклинивания, а, следовательно, и устранить их.» Результат исследования — особым образом спрофилированный вход в мешок, соответствующий траектории гильз.

Авиационный пулемет ДА с мешком для улавливания гильз.

Пулемет ДА являлся основным оборонительным оружием бомбардировщиков и разведывательной авиации ВВС РККА. 30 марта 1930 году на совещании у заместителя начальника вооружений РККА отмечалось, что на вооружении в частях ВВС уже находится 1200 пулеметов ДА и еще готово к сдаче 1000 шт. Тактико-технические характеристики авиационной версии пулемета Дегтярева практически не изменились по сравнению с пехотной. Темп стрельбы 600 выстр/мин. был, конечно, не выдающимся на конец 20-х годов, но считался приемлемым. Большой популярности пулеметов ДА способствовала взаимозаменяемость деталей с распространенным в войсках пулемета ДП.

Однако по сравнению с современными ему иностранными образцами авиационных пулеметов, у которых темп стрельбы достигал 700-900 выстр/мин, пулемет ДА все же выглядел слабым. Поэтому, в 1930 году на вооружение поступила спаренная турельная установка ДА-2 — ее разработку на основе авиационного пулемета Дегтярева Научно-технический комитет Управления военно-воздушных сил заказал в 1927 году Оружейно-пулеметному тресту.

Авиационный пулемет ДА-2.

Планшайба, находящаяся в передней части ствольной коробки, на каждом пулемете была заменена муфтой переднего крепления. Для крепления на установке служили боковые приливы муфт, для удержания трубки газового поршня — нижние. Задним креплением пулеметов на установке являлись стяжные болты, проходившие через отверстия сделанных в задних приливах ствольной коробки. В разработке установки принимали участие Н.В.Рукавишников и И.И.Безруков. Крючок общего спуска устанавливался на пистолетной рукоятке правого пулемета в дополнительной спусковой скобе. Спусковую тягу крепили к отверстиям спусковых скоб. Тяга состояла из регулировочного штока и соединительного валика. На левом пулемете флажок предохранителя и рукоятку затворной рамы перенесли не левую сторону, на его стволе устанавливался кронштейн для флюгер-мушки. Так как отдача спаренных пулеметов была очень чувствительной для установки и стрелка, на пулеметах установили дульные тормоза активного типа. Дульный тормоз имел форму своеобразных парашютиков. Позади дульного тормоза размещался специальный диск, защищающий стрелка от дульной волны — позднее тормоз такой схемы устанавливался на крупнокалиберный ДШК.

Пулеметы с турелью соединялись через шкворень. Установку снабжали подбородником и плечевым упором (до 1932 года пулемет имел грудной упор). Вес ДА-2 со снаряженными магазинами и флюгер-мушкой составлял 26 килограммов, длина — 1140 миллиметров, ширина — 300 миллиметров, расстояние между осями каналов стволов — 193 миллиметров. Любопытно, что ДА и ДА-2 приняли на вооружение Управлением военно-воздушных сил без официального оформления приказа Наркомата обороны. Данные пулеметы ставили на турели ТУР-5 и ТУР-6, а также в самолетные выдвижные пулеметные башни.

Авиационный пулемет ДА-2 на турели ТУР-6.

За время серийного выпуска пулеметов ДА, продолжавшегося до 1932 года (спаренный ДА-2 производился до 1935 года) было выпущено 12914 ДА и 16040 штук ДА-2.

Автоматика пулемета ДА функционировала за счет энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола. Система запирания — перекос боевых упоров. Темп стрельбы пулемета ДА составил 600 выстр./мин, а начальная скорость пули образца 1908 года — 840 м/с. Вес пулемета без магазина 7,1 кг, со снаряженным магазином и гильзоулавливателем 11,5 кг. Длина пулемета от дульного среза до заднего края деревянной рукоятки 940 мм.

Пулеметы ДА и ДА-2 устанавливались на самолетах Р-5 и У-2ВС. На бомбардировщиках ТБ-3 пулеметы ДА и ДА-2 монтировались на неподвижных турелях ТУР-6 или на перекатных турелях ТУР-5.

Боевая карьера «авиационного Дегтярева» была не долгой в отличие от танкового и ручного, провоевавших всю войну, и состоявших на вооружении вплоть до 60-х годов. Уже упомянутая выше низкая скорострельность в 600 выстр/мин, доставшаяся в наследство от пехотного ДП и магазинное питание, не позволила авиационной версии пулемета Дегтярева быть использованной в качестве наступательного вооружения. Очевидно, что и сам Дегтярев вполне сознавал, что вопрос полной унификации оружия не совсем приемлем для авиационного вооружения. Поэтому в начале 30-х годов в соавторстве с Георгием Семеновичем Шпагиным им была предпринята попытка разработать глубокую модификацию пулемета, рассчитанную исключительно на авиационное применение.

В 1933 году на испытания был представлен опытный авиационный пулемет ДАС (Дегтярева Авиационный Скорострельный), в котором от исходного образца — ручного ДП был сохранен лишь общий принцип автоматики с газоотводом и собственно ствол длиной 605 мм с четырьмя правосторонними нарезами. В остальном конструкция оружия была подвергнута серьезной переработке. Шпагиным был разработан новый приемник под металлическую рассыпную ленту, также спроектированную Шпагиным. Для увеличения темпа стрельбы, который достиг 1200 выстр/мин, была применена схема стрельбы с закрытого затвора в отличие от предыдущих моделей, а также введен рычажный ускоритель.

Авиационный пулемет ДАС.

Изначально пулемет ДАС был рассчитан на применение не только в качестве турельного, но и синхронного курсового, для чего комплектовался синхронно-отрывным механизмом спуска, прерывавшем стрельбу при работе синхронизатора и замыкателем на раму — «противоотскоком». Впрочем, к моменту появления пулемета ДАС уже во вся проходил внедрение знаменитый ШКАС, хотя и более тяжелый и технологически сложный, но зато по темпу стрельбы в 1800 выстр/мин в полтора раза превосходивший изделие Дегтярева и Шпагина.

 

Модификации:
ДА — турельный пулемёт. Базовая модификация образца 1928 года.
ДА-2 — спаренный турельный пулемет образца 1930 года.
ДАС — Дегтярева Авиационный Скорострельный.

ТТХ:

Модификация: ДА / ДА-2 / ДАС
Калибр, мм: 7,62
Тип автоматики: газоотвод
Масса, кг: 7,1 (10,2 со снаряженным магазином) / 26,8 (с двумя снаряженными магазинами) / 10
Длина, мм: 960 / 1140 или 955 / 1110
Длина ствола, мм: 605 (527 длина нарезной части)
Темп стрельбы, выстр/мин: 600 / 2 х 600 / 1200
Начальная скорость пули, м/с: 840 / 840 / 840
Емкость магазина: 63 / 2 х 63 / лента 250 патронов
Масса снаряда, г.:9,0-13,7 / 9,0-13,7 / 9,0-13,7
Тип боеприпаса:7,62 х 54R / 7,62 х 54R / 7,62 х 54R

Авиационный пулемет ДА.

Авиационный пулемет ДА на турели ТУР-5.

Авиационный пулемет ДА на шкворневой установке ночного бомбардировщика У-2ВС.

Авиационный пулемет ДА на шкворневой установке самолета-разведчика ХАИ-1ВВ.

Проекции пулемета ДА. Рисунок.

Авиационный пулемет ДА-2 на турели ТУР-5.

Стрелок бомбардировщика ТБ-3 с пулеметом ДА-2 на турели ТУР–6.

Стрелки бомбардировщика ТБ-3 с пулеметами ДА-2 на турелях ТУР-6.

Стрелки бомбардировщика ТБ-3 с пулеметами ДА-2 на турелях ТУР-6.

Авиационный пулемет ДАС.

.

.
Источник:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Евгений Аранов. Стрелковое вооружение СССР.
С.Л.Федосеев. Пулеметы России. Шквальный огонь.