23-мм авиационная пушка МП-6.

Разработчик: ОКБ-16
Страна: СССР
Испытания: 1940 г.

В 1937 году ОКБ-16 получило задание разработать авиационную пушку под новый 23-мм патрон. В ОКБ-16 работу над 23-мм автоматической пушкой возглавил ведущий конструктор М.Н.Бабурин, в его группу вошли А.Э.Нудельман, А.С.Суранов, В.Л.Таубкин, П.И.Грибков и др. Общее руководство работами осу­ществлял Я.Г.Таубин.

Мотор-пушка, т.е. предназна­ченная для установки в развале цилиндров двигателя водяного охлаждения получила заводское обозначение МП-3. Она работала по принципу отдачи ствола при его длинном ходе, питание патронами осу­ществлялось из механизированного магазина вместимостью 81 патрон. Патроны снаряжались в 9 обойм по 9 патронов в каждой, которые, по мере расходования, заменялись новыми с помощью специального привода. Особенностью системы был низкий темп стрельбы — около 300 выстр./мин.

Но ВВС требовали темпа стрельбы не менее 600 выстр./мин. Достижение такой скорострельности было возможно при значительном сокращении длины хода ствола (примерно в 3 раза) с введением рычажного ускорителя затворного узла для сохранения хода затвора на прежнюю длину. Такая пушка получила индекс МП-6 (по данным Нудельмана). По сведениям же П.П.Грибкова был сделан вариант пушки МП-3 с коротким ходом ствола и темпом стрельбы 500-550 выстр./мин. Позже за счет увеличения жесткости возвратной пружины запирающего агрегата темп стрельбы был доведен до 600-610 выстр./мин. Такая пушка получила индекс МП-6 (мотор-пушка с темпом стрельбы 600 выстр./мин.).

Резкое увеличение при этом скорости движения деталей автоматики привело к снижению живучести и надежности пушки. Затруднения вызвала отработка механизмов магазина, в котором укладывалось девять обойм, в каждой по 9 патронов. Магазин являлся источником частых задержек в стрельбе.

В октябре 1940 года пушка МП-6 поступила на полигонные испыта­ния в НИИ АВ ВВС РККА (г. Ногинск). Для проведения летных испытаний МП-6 была установлена на купленный в Германии «Мессершмитт-110». Под руководством Н.И.Волкова съемная пушечная установка из двух 20-мм немецких пушек была переделана под МП-6. МП-6 проходила испытания параллельно с газоотводной пушкой ВЯ. Достоинство магазинно­го питания пушки МП-6 полигон посчитал не очевидным по многим причинам. Что очень важно — установка МП-6 в крыле требовала прикрытия её специальным обтекателем, ухудшающим аэродинами­ку. И если по массогабаритным характеристикам МП-6 и ВЯ были соизмеримы, то по безотказности и живучести пре­имущество находилось на стороне ВЯ (0,05% задержек и 0,1% поломок, по сравнению с 0,21%/0,62% у МП-6), а главное — магазинное питание МП-6 совершенно не годилось, требовалась его переделка под ленту.

В апреле-мае 1940 года в ходе летных испытаний на Ме-110 была впервые проверена эффективность 23-мм снарядов по наземным целям. Но акт об испытаниях МП-6 на Ме-110 из-за арестов ряда начальников остался неутвержденным. На одном из первых образов Ил-2 в 1940 году были установлены две 23-мм пушки МП-6 с механизированным магазином на 81 патрон.

Однако первые же испытания в воздухе вызвали «заклинку» патронных обойм, выходивших из пушки в воздушный поток, что приводило к остановке стрельбы. Для сбора сравнительно длинных обойм и защиты их от воздушного потока сделали обтекатели, но их большая парусность значительно ухудшала динамику и маневренность самолета. Это потребовало замены магазинного питания звеньевым.

Летом 1940 года, после успешных испытаний МП-6 со звеньевым питанием на опытном истребителе И-21, установили такие пушки снова на Ил-2. Первый отстрел был произведен в августе 1940 года в тире авиационного завода.

Кроме того, в 1940 году МП-6 с магазином устанавливалась в развале двигателя М-105 на истребителе ЛаГГ-3. По результатам испытаний на ЛаГГ-3 МП-6 в магазинном варианте в ноябре 1940 года была поставлена в серийное производство на двух заводах (в Туле и в Коврове). К весне 1941 года выяснилось, что из-за значительной отдачи МП-6 в месте её соединения с двигателем М-105П образуются трещины, и пушку можно использовать только при условии усиления его картера. Налицо был срыв задачи по вооружению пушка­ми современных истребителей. В то время это оценивалось как явное вредительство. Тогда нарком авиационной промышленности А.И.Шахурин, спасая положение, пошёл на самоуправство — разрешил изготов­ление моторов М-105П с усиленным картером, не согласовав, этот шаг с Правительством, Совнаркомом и ЦК ВКП(б).

Когда информация о самоуправстве Шахурина дошла до Сталина, нетерпимо относившегося к нарушениям регламента, последовало незамедлительное наказание. Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) от 4 марта 1941 года А.И.Шахурин был обвинён в несогласованном утяжелении мотора М-105 в целях его приспособления к пушке Таубина и предупреждён, что в дальнейшем за подобные действия последует более строгое взыскание. Но «жертва», принесённая Шахуриным, оказалась напрасной — 12 апреля в ходе очередных испы­таний ЛаГГ-3 с усиленным картером мотора и МП-6 — крепление пушки снова было сорвано отдачей…

В ходе этих испытаний МП-6 из первой серийной партии завода №66 показала себя крайне ненадёжной — задержки возни­кали в среднем одна на 15 выстрелов (у пушки ШВАК — одна задержка на 220 выстр.), часто случались поломки. Испытывавшиеся одновременно с МП-6 на том же истре­бителе пушки ВЯ и СГ тоже вели себя «не ах» — возникло немало задержек, поломок и даже несколько случаев выстрела при незапертом канале ствола, но положение этих пушек, по сравнению с таубинской, не вызывало осо­бой тревоги. Ведь они были опытными, а МП-6 являлась СЕРИЙНОЙ!

Весной 1941 года в Монино состоялись сравнительные испытания пушек МП-6 (с ленточным питанием) и ВЯ на самолетах Ил-2. Хотя к марту 1941 года конструкторы ОКБ-16 «вылизали» пушку МП-6, руководству стало окончательно ясно, что освоение производства МП-6 идёт плохо. На заводских испытаниях в Туле и Коврове часто случались поломки и что критично, массовые случаи выстрелов при незапертом канале ствола. Что бы там ни было причиной, выпустить серию пригодных для поставки на авиазаводы пушек не получалось. И в этой обстановке Таубин готовит новый вариант МП-6 с ленточным питанием, что означает для заводов в ближайшей перспективе ломку с трудом организуемого производства пушек с магазинным питанием! В итоге МП-6 сняли с серийного производства и работу над ней прекратили. По результатам испытаний предпочтение было отдано пушке ВЯ, но развернуть массовое производство ВЯ в мирное время, уже не успели…

В мае 1941 года пушка МП-6 была снята с производства, на это накладывался провал с серийным производством пулемета АП-12,7, а ведь была ещё 37-мм авиационная пушка, работу над которой он начал в 1938 году и когда 37-мм пушку Таубина попытались установить на истребитель ЛаГГ-3, то тут же выяснилось, что она не вмещается в моторный отсек самолёта. Все изделия конструкции Я.Г.Таубина (не он один их, разумеется, проектировал, но отвечал за каждое): 23-мм пушка, 12,7-мм пулемёт и 37-мм пушка, на которые была сделана ставка в оснащении новых боевых самолетов, по тем или иным причинам провалились. На их разработку были потрачены огромные средства и упущено бесценное время, т.к. промышлен­ность отвлекалась на подготовку выпуска недоработанных образцов. Я.Г.Таубин был арестован и впоследствии расстрелян.

Часть изготовленных 23-мм пушек МП-6 в конце 1941 года была помещена на упрощенные зенитные установки системы Н.Ф.Токарева и участвовала в обороне Тулы.

ТТХ:

Калибр, мм: 23
Длина ствола, мм: 1361
Длина, мм: 2455
Ширина, мм: 227
Высота, мм: 354
Вес, кг: 103
Вес снаряда, кг: 0,2
Скорострельность, выст/мин: 600-610
Начальная скорость, м/с
-снаряд ОЗТ: 690
-снаряд БТЗ: 675.

1.Авиационная пушка МП-6.

Авиационная пушка МП-6.

2...

Пушка МП-6, установленная на моторе М-105П во время полигонных испытаний: а — пушка; б — магазин на 81 патрон; в — заднее крепление; г — фальшствол.

.

.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
М.В.Орлов, Н.В.Якубович. Истребитель ЛаГГ-3.
Журнал «Калашников. Оружие, боеприпасы, снаряжение.» № 12 за 2012 г.