Неуправляемый реактивный снаряд АРС-70 «Ласточка».
Разработчик: ОКБ-16
Страна: СССР
Испытания: 1955-1957 гг.
Авиационный неуправляемый реактивный снаряд АРС-70 «Ласточка» калибра 71-мм разработки ОКБ-16 (индекс разработчика — 7П) с БЧ фугасного действия явился «русифицированным вариантом» созданного германскими специалистами в 1945 году 73-мм НАРС типа Hs 217 «Fen». Работы по «Ласточке» были начаты на основе Постановления СМ СССР № 2469-1022 от 19 сентября 1953 года (ведущий конструктор — Г.М.Шах-Назаров).
Как и АРС-57 «Скворец», «Ласточка» предназначалась для борьбы с воздушными целями. Для стрельбы снарядами АРС-70 разработали однозарядное реактивное орудие ОРО-70 и пятиствольный блок РО-70-5. В декабре 1953 года на заводские наземные испытания поступили опытные образцы «Ласточки», одиночные реактивные орудия ОРО-70 для них и прибор управления стрельбой.
Первоначально ОКБ-155 предписывалось оборудовать двумя блоками РО-70-5, прицелом АСП-5Н и прибором управления стрельбой ПУ-2 истребитель МиГ-17 и передать его на заводские летно-огневые испытания к середине, а на государственные — к концу 1954 года. Однако вскоре, как в случае с четырьмя МиГ-17 для войсковых испытаний системы АРС-57, военные потребовали оборудовать системой АРС-70 истребитель МиГ-17Ф, что в итоге и было сделано. Кроме того, отставание от графика также было вызвано необходимостью передачи задания по оборудованию самолета сначала заводу № 21, а затем заводу № 31.
Заводские испытания системы АРС-70 в составе вооружения истребителя МиГ-17Ф № 0415353 провели в ГК НИИ ВВС в июне 1955 года. Ведущим инженером по испытаниям «Ласточки» в НИИ ВВС был назначен майор В.Тарасов, ведущим летчиком — капитан Петров. На испытаниях реактивной системы выполнили 25 полетов (из них 23 — со стрельбой) с общим налетом в 9 ч. 51 мин. На земле и в воздухе отстреляли 155 снарядов АРС-70 в боевом и инертно-имитационном (сера с порохом) снаряжении, а также израсходовали 123 взрывателя В-463А в боевом и 27 в инертном снаряжении. При наличии нескольких замечаний систему признали выдержавшей заводские летные испытания, и после устранения недостатков рекомендовали к предъявлению на госиспытания.
Так как в 1954 году в серийное производство был запущен истребитель МиГ-19, то в соответствии с Постановлением СМ СССР № 2543-1224 от 30 декабря 1954 года и приказами МАП № 9 от 8 января и № 91 от 17 февраля 1955 года ОКБ-155 предписывалось оборудовать одну из машин реактивной системой АРС-70 к середине 1955 года для проведения госиспытаний. Для этого ОКБ-155 необходимо было передать заводу № 81 рабочие чертежи блока РО-70-5 и технические условия его производства. В свою очередь заводу № 81 поручали доработку, изготовление и поставку одного комплекта к 15 июня 1955 года.
Реактивной системой АРС-70 оборудовали серийный МиГ-19 № 59210420. который с этим вариантом вооружения получил заводское обозначение СМ-2А. Блоки РО-70-5 подвешивали как на выносных балках, так и на местах установки подвесных топливных баков. Помимо того, самолет оснастили прицелом АСП-5Н второго варианта, сопряженным с радиодальномером «Радаль-М», и прибором управления стрельбой ПУ-2. Однако госиспытания системы не проводили и спустя два года тему закрыли.
Реактивным снарядам АРС-70 так и не суждено было поступить на вооружение отечественной авиации, несмотря на неплохие результаты испытаний. Это было связано с тем. что в 1956 году МАП и ВВС признали необходимым и дали указания разработчикам сократить количество типов НАРС, имея в виду необходимость установления для серийного производства минимально необходимого «ассортимента», предназначенного для вооружения истребителей и фронтовых бомбардировщиков. Поэтому было предписано прекратить все работы по снаряду АРС-70, как «не полностью отвечающему современным требованиям».
В 1957 году успешно завершились заводские испытания снарядов АРС-70М улучшенной баллистики с взрывателями В-5М, однако в системе вооружений действующих и перспективных самолетов ударной авиации эти боеприпасы не значились. В итоге работы над ними в ОКБ-16 также прекратили.
Реактивный снаряд АРС-70 «Ласточка».
МиГ-19 с блоками РО-70-5.
Блоки РО-70-5 на МиГ-19.
.
.
Список источников:
Владимир Марковский, Константин Перов. Наследники «эрэсов».
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «АРС-70 ЛАСТОЧКА».