Крылатая противокорабельная ракета РАМТ-1400 «Щука».

Разработчик: ГСНИИ-642
Страна: СССР
Начало разработки: 1948 г.
Начало испытаний: 1949 г.

В 1947 году в КБ-2 Министерства сельхозмашиностроения (в годы войны входило в систему Наркомата боеприпасов) были проведены испытания немецкой противокорабельной ракеты Hs-293 (Хеншель Hs.293A-1). С борта самолета Ту-2, оборудованного командной системой «Киль», было сделано несколько пусков ракет. Часть из них выполнялась без наведения, в остальных использовалась немецкая система «Страсбург», или отечественная «Печора». Испытания показали низкую надежность и малую дальность этого оружия, что стало причиной отказа от его производства, планировавшегося на заводе № 272 в Ленинграде.

Противокорабельная ракета Hs-293A.

Постановлением СМ № 1175-440 от 14 апреля 1948 года были начаты работы по реактивной авиационной морской торпеде РАМТ-1400 «Щука». Фактически это было продолжением работ по трофейной ракете Hs-293A, хотя внешне они не имели ничего общего. Естественно, что «Щукой» занялось то самое КБ-2, которое безуспешно пыталось довести Hs-293.

Ракета «Щука» имела нормальную самолетную аэродинамическую схему с V-образным оперением. Боевая часть «Щуки» была скопирована у немцев. Как уже говорилось, на опытных ракетах Hs-294 и Hs-293D немцы приняли отделяющиеся боевые части, предназначенные для поражения корабля в подводную часть борта. У разработчиков не хватило ума понять, что такая схема создает массу проблем, тогда как эффект ее весьма спорный.

Управление «Щуками» по первоначальному проекту было радиокомандным с активным радиолокационным самонаведением на заключительном участке полета. Разработчики смекнули, что создание радиолокационной головки самонаведения может затянуться, и предложили два варианта ракеты: «Щука-А» (РАТМ-1400А) и «Щука-Б» (РАТМ-1400Б), из которых «Щука-А» должна была иметь только радиокомандную систему наведения. То есть, коль не поймают «журавля в небе» с радиолокационной головкой самонаведения («Щуку-Б»), то уж радиокомандная «синица в руках» наверняка будет. Такое предложение разработчиков было закреплено Постановлением СМ № 5766-2166 от 27 декабря 1949 года.

РАМТ-1400 «Щука-Б». Схема.

Боевая часть «Щуки-А» весила 615-650 кг и содержала 320 кг мощного взрывчатого вещества ТГАГ-5. Взрыватель ВУ-150 контактный, мгновенного действия. В боевой части был сделан специальный кольцевой вырез, благодаря которому, входя в воду, боевая часть двигалась по изгибающейся траектории вверх для поражения цели в наиболее уязвимую подводную часть корпуса. Но для этого было необходимо обеспечить приводнение ракеты на удалении от цели около 60 м при угле входа в воду около 12°. При использовании только радиокомандной системы управления методом «трех точек» шансов у оператора выполнить эти условия практически не было. Управление «Щукой» производилось с помощью интерцепторов, помещенных на задних кромках крыльев и V-образного оперения.

К концу 1949 года удалось провести только пуски 14 ракет «Щука», не имевших даже радиокомандной системы наведения. Ракеты управлялись пневматическим автопилотом АП-19. В 1950 году прошли испытания «Щук» с немецкой радиокомандной системой наведения. Лишь в августе — ноябре 1951 года были проведены пуски с отечественной радиокомандной системой наведения «КРУ-Щука». Параллельно была осуществлена реорганизация. В соответствии с Постановлением СМ № 5119-2226 от 15 декабря 1951 года КБ-2 было объединено с заводом № 67. Новая организация получила название ГСНИИ-642 (Государственный научно-исследовательский институт № 642).

В 1952 году в районе Феодосии было проведено 15 пусков ракет «Щука-А» с самолета-носителя Ту-2, а затем Ил-28, восемь из которых дали удовлетворительные результаты. Пуски проводились на высоте 2-5 км на дальность от 12 до 30 км. Было решено переоборудовать еще 12 Ил-28 и спроектировать вариант «Щуки» с более мощной фугасной БЧ для поражения наземных целей. Тем же распоряжением предполагалось испытать 20 ракет «Щука-А» по наземным целям на полигоне во Владимировке. Цель испытаний — оснащение ракет «Щука» фугасной боевой частью весом до 900 кг. Но проектирование РАМТ-1400 задерживалось.

К июлю 1955 года работы по «Щуке-А» были близки к завершению. А что касается «Щуки-Б», то, как говориться, «здесь и конь не валялся». Разработчик радиолокационной системы самонаведения НИИ-885 с работой не справился. Испытания «Щуки-Б» с радиолокационным самонаведением с 1948-го по 1952 год шли неудачно. Поэтому постановлением СМ № 3556-121 работы по системе радиолокационного самонаведения, получившей название «РГ-Щука», были переданы новой организации.

Согласно проекту ракета «Щука-Б», отделившись от самолета-носителя на высоте от 2 до 10 км, должна была планировать под углом 20-30° к горизонту. На высоте 600 м включался радиовысотомер, и ракета переходила на горизонтальный полет на высоте 60 м. Затем включался жидкостный реактивный двигатель, и ракета набирала скорость до 1030 км/ч. На удалении 10-20 км от цели включалась активная радиолокационная головка самонаведения, которая осуществляла поиск и захват цели в упрежденную точку в горизонтальной плоскости. На удалении 750 м до цели начиналось наведение ракеты в вертикальной плоскости, которое обеспечивало приводнение ракеты на удалении около 60 м от цели. При соприкосновении ракеты с водой подрывался пироболт крепления боевой части, она отделялась и по инерции шла к подводной части борта корабля.

Схема наведения реактивной торпеды РАМТ-1400Б.

В 1953 году были проведены пуски пяти ракет без системы радиолокационного самонаведения, но с радиовысотомером.

С 17 марта по 20 июля 1954 года были проведены пуски девяти ракет, пять из которых были оснащены активной радиолокационной головкой самонаведения. Результаты испытаний показали, что при волнении моря в 3-4 балла на дальности от цели 2-3 км в аппаратуре активной радиолокационной головки самонаведения происходит срыв сопровождения цели. Сигнал от цели (транспорта «Очаков») забивался отражением от волн.

Испытания ракет «Щука-Б» в 1955 году шли с переменным успехом. Но 3 февраля 1956 года вышло Постановление СМ № 175-104, согласно которому ракета «Щука-А» принятию на вооружение не подлежала, а доработка «Щуки-Б» прекращалась. Кстати, в скором времени прекратилось также производство бомбардировщиком Ил-28, которые предназначалось использовать в качестве носителей обеих «Щук».

Система «Щука» стала первой попыткой создания в СССР управляемой ракеты специально для средних бомбардировщиков. В 1956 году работы по РАМТ-1400 были прекращены, хотя она стала основой для серийной крылатой ракеты морского базирования КСЩ для вооружения эсминцев пр. 56Э, 56М и 57.

Крылатая ракета моркого базирования «КСЩ».

ТТХ:

Модификация: РАМТ-1400А «Щука-А» / РАМТ-1400Б «Щука-Б»
Длина, м: 6,7 / 6,8
Диаметр, м: 0,7 / 0,7
Размах, м: 4,0 / 4,55
Стартовый вес, кг: 2000 / 1830-1900
Дальность стрельбы, км: 60 / 30
Скорость полета, км/ч: — / 1030
Высота применения, км: — / 2-10
Высота полета, м: — / 60
БЧ: отделяемая фугасная / отделяемая фугасная
Вес БЧ, кг: 615-650 / 620
Вес ВВ, кг: 320 / 320
Тип ВВ: ТГАГ-5 / ТГАГ-5
Взрыватель: контактный ВУ-150 / контактный ВУ-150
Система наведения: радиокомандная / автономная + АРЛГСН
Двигатель: однокамерный ЖРД / однокамерный ЖРД
Тип горючего: ТГ-02 / ТГ-02
Тип окислителя: АК-20К / АК-20К
Самолет-носитель: Ту-2, Ил-28 / Ту-2, Ил-28

.

.

Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения. Крылатая ракета «Щука».
С.Мороз, С.Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР.