Крылатая ракета Х-22 «Буря» (изделие Д-2).

Разработчик: ОКБ-155 (с 1966 года — МКБ «Радуга»)
Страна: СССР
Начало разработки: 1958 г.
Начало испытаний: 1961 г.
Принятие на вооружение: 1967 г.

Х-22 «Буря» — сверхзвуковая крылатая противокорабельная ракета воздушного базирования большой дальности. Входит в состав авиационного ракетного комплекса К-22. Ракета разрабатывалась в двух вариантах: для поражения радиолокационно-контрастных точечных целей (т.е. отдельных кораблей) и площадных целей (авианосные ордера, конвои, наземные цели). Систему наведения К-22У разрабатывало КБ-1 ГКРЭ в трех вариантах — с автономным инерциальным счислителем пути ПСИ, а также с активной и пассивной радиолокационными ГСН. Оснащалась фугасной или ядерной боевой частью (БЧ).

Разработка авиационно-ракетной системы К-22 на базе сверхзвукового бомбардировщика «105» (Ту-22, ОКБ-156) со скоростной и высотной ракетой большой дальности К-22 «Буря» были начаты по Постановлению Совета министров СССР № 426-201 от 17 июня 1958 года. Разработка комплекса была поручена дубнинскому филиалу ОКБ-155 (с 1966 года — МКБ «Радуга», главный конструктор А.Я.Березняк).

Испытания на Ту-22К начаты в октябре 1961 года в Жуковском. Начало серийного производства Ту-22К на заводе № 22 — третий квартал 1965 года. Поступление в войска — 1965 год. Принятие комплекса К-22 с носителем Ту-22К на вооружение — 1967 год.

Аппаратура головки самонаведения первоначально отрабатывалась на летающей лаборатории Ту-16К-22.

Ракета Х-22 имела планер, спроектированный по нормальной самолетной схеме со средним расположением крыла и стабилизатора. Треугольное крыло со стреловидностью 75°, по передней кромке имело сверхзвуковой симметричный профиль с относительной толщиной 2%. Для обеспечения достаточной прочности и жесткости при небольшой строительной высоте (у корня она составляла всего 9 см) крыло образовывалось многолонжеронной конструкцией с толстостенной обшивкой. Площадь каждой консоли равна 2,24 кв.м. Цельноповоротные консоли оперения симметричного профиля с относительной толщиной 4,5% осуществляли управление ракетой по курсу (верхний киль, служивший рулем направления), крену и тангажу (горизонтальное оперение, работавшее в элевонном режиме).

1.Проекции ракеты Х-22. Схема.

Проекции ракеты Х-22. Схема.

Для повышения путевой устойчивости под фюзеляжем имелся киль, в котором размещалась часть антенн оборудования. Нижний киль на первых образцах был съемным и крепился к ракете после подвески на самолет. Затем, для удобства транспортировки, его крепление изменили на шарнирное, складывая вправо по полету, за счет чего общая высота ракеты уменьшалась до 1,8 м. Перед вылетом киль опускался и фиксировался в полетном положении.Силовые элементы оперения, крыла и фюзеляжа выполнялись из стали, панели обшивок и некоторые узлы — из титановых сплавов ОТ4-1 и ВТ-5 . Из титана изготавливались также теплозащитные кожухи и экраны, а для внутренней теплоизоляции отсеков и гаргрота использовались маты из специальных материалов. Внутренние каркасные конструкции под оборудование, рамы и балки крепления аппаратуры изготавливались крупногабаритным литьем из легкого магниевого сплава МЛ-5.

Наиболее крупными агрегатами били баки-отсеки — пятиметровые тонкостенные конструкции с подкрепляющим силовым набором, сварные из коррозионно-стойкой стали. Отсеки несли также узлы крепления крыла, приваренные к корпусу и проходившие затем совместную механообработку — фрезеровку и разделку стыков. По прочностным соображениям ракета имела минимум эксплуатационных и технологических люков, вырезы которых ослабляли конструкцию — доступ обеспечивался поотсечно.

Первостепенным для конструкционных материалов и узлов являлось условие сохранения работоспособности при высоких тепловых нагрузках — кинетический нагрев поверхностей при полетных скоростях достигал 350-420°С, делая неприемлемыми распространенные в авиа- и ракетостроении алюминиевые сплавы, «держащие» всего 130°С, исключая также и многие другие материалы, подверженные потере прочности и структуры с нагревом (например, многие пластики при этом просто горели). Основными конструкционными материалами планера ракеты стали высокопрочные нержавеющие стали и титан, с широким применением сварки для изготовления крупногабаритных агрегатов.

Фюзеляж Х-22 состоял из 4-х отсеков, стыкуемых между собой фланцевыми соединениями. В носовом отсеке корпуса находилась ГСН (для активного варианта — радиолокационный координатор цели типа ПГ) или ДИСС счислителя пути и блоки системы управления. За ним располагался блок воздушных и контактных взрывателей и БЧ, баки-отсеки компонентов топлива, энергетический отсек с сухими аккумуляторами (ампулированный электролит на них подавался в момент пуска и они работали до выхода на номинальный режим турбогенератора), автопилотом АПК-22А, и агрегатами системы наддува баков. В хвостовом отсеке были расположены исполнительные механизмы рулей, единый турбонасосный агрегат силовой установки (ТНА) с максимальным расходом 80 кг/с и двухкамерный ЖРД Р201-300 (С5.44) разработки ОКБ-300 («Союз»). Стартовая тяга двигателя составляла 83 кН, маршевая — 5,9 кН, вес топлива — около 3 т. Скорость полета на марше 3600-3000 км/ч. Запас топлива — 3000 кг.

Компоновочная схема ракеты Х-22.

Компоновочная схема ракеты Х-22.

Для стабилизации ракеты вокруг центра тяжести, программного полета и траектории, выполнения ракетой команд но курсу и тангажу на ракете установлен электрический автопилот АПК-22А с гидравлической рулевой машинкой. В точечном варианте ракета может нести два вида зарядов Н и М (обычный и специальный), в площадном — один М.
Испытания показали, что в случае поражения морской цели попадание Х-22 в борт корабля-мишени вызывало повреждения, которые могли вывести из строя авианосец или крейсер. При подлетной скорости в 800 м/с площадь пробоины составляли 22 м2, а внутренние отсеки выжигались кумулятивной струей на глубину до 12 м!

Вес фугасно-кумулятивной боевой части (заряд Н) — около 900 кг, из них вес взрывчатого вещества — около 600 кг. Такого количества взрывчатого вещества вполне хватало для уничтожения типового заводского цеха или железнодорожного моста. При подрыве ось кумулятивной струи направлена вниз (под углом с осью ракеты). При стрельбе по площадным целям самолет-носитель в полете определяет положение цели с помощью РЛС и других навигационных средств, находящихся на борту носителя.

После отцепки от самолета происходило самовоспламенение компонентов топлива и начинался разгон ракеты с одновременным набором высоты (в зависимости от выбранной программы, определяющей характер траектории полета ракеты, устанавливаемой перед отцепкой). После достижения заданной скорости двигатель ракеты переводился на маршевый режим работы.

При стрельбе по точечным целям головка самонаведения следит за целью в двух плоскостях и выдает управляющие сигналы на автопилот. Когда при сопровождении угол антенны в вертикальной плоскости достигает заданной величины, выдается сигнал на перевод ракеты в пикирование на цель под углом 30° к горизонту. На участке пикирования управление ведется в вертикальной и горизонтальной плоскостях по сигналам от аппаратуры системы самонаведения. Подрыв заряда Н осуществляется при контакте с целью, а заряда М — по сигналу от аппаратуры системы самонаведения. Дальность обнаружения цели типа крейсера самолетом-носителем — до 340 км. Дальность захвата и сопровождения той же цели 250-270 км.

Круговое вероятное отклонение ракет Х-22 при стрельбе по площадям — 5 км.

Схема применения ракет типа Х-22.

Схема применения ракет типа Х-22.

Первоначально ракеты Х-22 поступили на вооружение самолетов Ту-22К. Ракета в полуутопленном положении размещалась под фюзеляжем носителя. Летные испытания Х-22 были начаты 1 июля 1961 года на двух бомбардировщиках Ty-22К (№ 24 и № 25), но закончились лишь в 1967 году.

4.Ракетоносец Ту-22К с ракетой Х-22.

Ракетоносец Ту-22К с ракетой Х-22.

Работа над Х-22 была продолжена в МКБ «Радуга», созданном в середине 60-х годов на базе филиала ОКБ-155-1. В 1975 году носителем Х-22 стал Ту-95К-22, который мог нести под фюзеляжем одну полуутопленную ракету и две — на подкрыльевых узлах. И наконец, во второй половине 1970-х годов, ракетами Х-22 стали оснащать новейшие сверхзвуковые самолеты Ту-22М2 и Ту-22М3, которые могли нести до трех ракет — одну полуутопленную под фюзеляжем и две под крылом.

Боевые возможности Дальней Авиации с появлением УР Х-22 значительно повысились, целями для Ту-22К стали, прежде всего, АУГ вероятного противника. Но у нового оружия были и недостатки. Прежде всего, это касалось надежности и безопасности ее эксплуатации. С агрессивным окислителем и токсичным горючим случались тяжелые аварии, а сама ракета часто выходила из строя после нескольких полетов на подвеске. Токсичность стала причиной непопулярности ракеты Х-22 у наземных команд обслуживания. Пары окислителя были настолько ядовиты, что техники должны были надевать ОЗК (общевойсковой защитный комплект) и противогазы при подвеске ракеты.

Крылатая ракета Х-22 долго находилась в производстве и имела ряд модификаций.
Ракета Х-22 с самонаведением:
— Х-22ПГ, принята на вооружение в 1968 году;
— Х-22МА, принята на вооружение в 1974 году, скорость полета увеличена до 4000 км/ч;
— Х-22П, принята на вооружение в 1976 году, имеет пассивную систему самонаведения (наводится по излучению радиотехнических средств противника). В этом варианте заряд был обычным несколько уменьшенной мощности;
— Х-22МП, принята на вооружение в 1974 году, имеет пассивную систему наведения, скорость полета увеличена до 4000 км/ч.
Ракета Х-22 для стрельбы по площадям:
— Х-22 ПСИ, принята на вооружение в 1971 году;
— Х-22М, принята на вооружение в 1976 году, скорость увеличена до 4000 км/ч;
— Х-22НА, принята на вооружение в 1976 году, система управления инерциальная с коррекцией по рельефу местности, точность наведения до нескольких метров. Разработана под новый носитель — ракетоносец Ту-22М3 в трех вариантах. Ракеты Х-22Н — «активная» с новой головкой самонаведения (АРГСН типа ПМГ), «пассивная» Х-22НП — с противорадио — локационной РГСН и «автономная» Х-22НА — с инерциальной системой наведения, обеспечивающей коррекцию по рельефу местности, точность наведения до нескольких метров.
Дальнейшим развитием семейства Х-22 стала ракета Х-32. Внешне она подобна своей предшественнице, но отличается элементной базой оборудования. Ракетами Х-32 должны оснащаться самолеты Ту-22М3.

ТТХ:

Длина: 11,3 м (Х-22МП — 11,67 м)
Размах крыла:
— 2,4 м (Х-22)
— 3 м (Х-22М)
Диаметр корпуса: 900 мм
Высота: 2,4 м
Масса: 5900 кг (5780 кг Х-22М)
Масса БЧ: 1000 кг (930 кг)
Боевая часть:
— осколочно-фугасная, площадь поражения — 20 кв.м;
— кумулятивная, бронепробиваемость с учетом скорости полета — 12 м;
— ядерная мощностью 200 Кт;
Скорость максимальная: 1036 м/с (3710 км/ч; 3.44М)
Скорость у земли (на конечном этапе): 700 м/с (2.04М)
Скорость пуска: 900-1700 км/ч
Высота пуска:
— 10000-13000 м (все модификации, кроме Х-22Н)
— 1000-8000 м (скорость носителя 600-900 км/ч, Х-22Н / Х-22НА)
— 8000-13000 м (скорость носителя 900-1500 км/ч, Х-22Н / Х-22НА)
Пуск ракет допускается в прямолинейном полете с углом тангажа не более 5°.
Высота полета — 25000 м
Дальность действия:
— 200-310 км (на самолетах с недоработанной РЛС «ПН» — Ту-22К / Ту-22КП, ракеты Х-22 / Х-22М)
— 270-350 км (Ту-22К / Ту-22КП, ракеты Х-22 / Х-22М по др.данным)
— 200-350 км (на самолетах со всеми типами РЛС «ПН», ракеты Х-22Н)
— 250-480 км (на самолетах с доработанной РЛС «ПН» — Ту-22КД и др., ракеты Х-22М)

5.Ракета Х-22.

Ракета Х-22.

Ракета Х-22.

Ракета Х-22. Музей ВВС Монино.

????

Ракета Х-22 в музее авиатехники г. Тамбов.

.

.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Р.Д.Ангельский. Первые отечественные противокорабельные самолеты-снаряды.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин, В.В.Колногоров. Авиационные ракеты большой дальности. Отечественные авиационные ракеты.
С.Мороз, С.Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР.