Крылатая ракета Х-22М (изделие Д-2М).
Разработчик: МКБ «Радуга»
Страна: СССР
Начало разработки: 1967 г.
Начало испытаний: 1969 г.
Принятие на вооружение: 1974 г.
Для туполевского ракетоносца «145» (Ту-22М) в 1967 году было начато проектирование нового семейства модификаций ракеты Х-22 — Х-22М (Д-2М). Прежде всего, ракета получила новый двигатель. Ее система управления обеспечивала полет на одном из маршевых чисел Маха (2 и 3,4) на высоте 12 или 22,5 км («нижняя» и «верхняя» траектории соответственно. Для радионаводящихся вариантов Х-22М и Х-22П «активная» и «пассивная») была обеспечена возможность захвата цели из-под крыла носителя ГСН ракеты. Активный радиолокационный координатор цели ПГ УР Х-22Н (такой же, как и на старой Х-22) мог использоваться для обнаружения радиоконтрастных объектов вместо бортовой РЛС носителя. Это было достигнуто за счет применения вынесенной системы кондиционирования ГСН, включенной в конструкцию самолета-носителя. Система наведения «автономной» Х-22МА получила систему коррекции по рельефу, за счет чего КВО удалось снизить до величины порядка сравнимой с размерами боевого корабля. Кроме того, появилась возможность поражать цели, лежащие с большим отклонением от курса носителя. Для обеспечения целеуказания пассивной ГСН УР Х-22П была создана система «Курс-Н» («НМ»).
Проекции ракеты Х-22М. Схема.
Ракетоносец Ту-22М0 с ракетой Х-22М.
Введение ампульной заправки топливных компонентов сделало эксплуатацию Х-22М проще и безопаснее. Внешне новые ракеты отличались наличием складывающегося подфюзеляжного киля. Еще одним отличием стало появление более компактной и легкой системы полетной фиксации цельноповоротного оперения.
По инициативе ММЗ «Опыт» и МАП в 1967 году началось проектирование АРК К-22М в составе сверхзвукового самолета «145» и одной ракеты Х-22 в вариантах М, МА или П. Первый опытный самолет «145» (Ту-22М0) вышел на испытания летом 1969 году. Серийный самолет Ту-22М2 имел центральный держатель БД-45Ф и 2 подкрыльевых БД-45К, но в нормальном варианте подвешивалась только одна УР. Самолет получил систему управления оружием «Планета» с РЛС ПНА, станцией целеуказания ПРГС «Курс» и навигационным комплексом НК-45.
Проекции ракеты Х-22МА. Схема.
Ракеты Х-22М и МА были приняты на вооружение в 1974 году, а в следующем году за их создание ряд работников МКБ «Радуга» был отмечен Государственной премией. Серийные самолеты Ту-22М2 вооружались ракетами в вариантах Х-22М и МА. «Пассивная» УР Х-22П не вошла в состав комплекса из-за трудностей с доводкой, как самой ракеты, так и системы целеуказания. Работы по ней были завершены через несколько лет, но она так и не стала по-настоящему массовой. Ракетами семейства Д-2М оснащались также проходившие доработки самолеты Ту-22КД.
В ходе эксплуатации самолетов Ту-22М2 в частях ДА и морской авиации выявились многочисленные недоработки во всех элементах комплекса. Их устранение продолжалось весь период эксплуатации машины. В дальнейшем часть Ту-22М2 была законсервирована, а остальные переоборудованы в дальние разведчики. Более совершенным оружием стал самолет Ту-22М3, для которого были спроектированы ракеты семейства Х-22Н.
ТТХ:
Длина, м: 11,65-11,67
Диаметр, м: 0,9-0,92
Размах, м: 2,99-3,0 (3,35)
Высота ракеты, м: 1,81 (со сложенным килем)
Вес стартовый, кг: 5,9
БЧ: куммулятивно-фугасная
Вес БЧ, кг: 930 (1000)
Система наведения: инерциальная + АРЛГСН
Высота полета, км: 22,5-25
Дальность стрельбы, км: 300-400
Высота применения, км: до 14
Скорость полета, км/ч: 4000 (4-6М)
Двигатель: ЖРД С5.44 (Р201-300), тягой до 13,4 кН
Запас топлива, кг: 3000
Тип ПУ: БД-45К, БД-45Ф
Самолет-носитель: Ту-22КД, Ту-22М.
Ракета Х-22М на транспортной тележке.
Ракета Х-22М на транспортной тележке.
Ракета Х-22М. Музей ВВС Монино.
.
.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Р.Д.Ангельский. Первые отечественные противокорабельные самолеты-снаряды.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин, В.В.Колногоров. Авиационные ракеты большой дальности. Отечественные авиационные ракеты.
С.Мороз, С.Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР.