Стратегическая крылатая ракета Х-55 (РКВ-500, изделие 120).

Разработчик: МКБ «Радуга»
Страна: СССР
Начало разработки: 1976 г.
Начало серийного производства: 1980 г.
Принятие на вооружение: 1983 г.

Х-55 — дозвуковая малогабаритная стратегическая крылатая ракета большой дальности (КРБД) воздушного базирования, совершающая полет с огибанием рельефа местности на малой высоте, предназначена для использования против важных стратегических обьектов противника с заранее разведанными координатами. Проектирование ракетного комплекса с ракетой Х-55 начато по Постановлению Совмина СССР от 8 декабря 1976 года в МКБ «Радуга», главный конструктор — И.С.Селезнев.

С 1968 года по 1970 год ГосНИИАС проведена НИР «Эхо» в результате которой установлено, что применение относительно недорогих дозвуковых крылатых ракет большой дальности с ядерными боевыми частями за счет скрытности и увеличения точности, в условиях системы ПВО вероятного противника может быть весьма эффективно. Система ПВО противника могла быть преодолена за счет массированности применения КР с эшелонированием налета по времени. Скрытность таких КР могла достигаться за счет размера, конструктивных особенностей, а так же за счет низковысотного полета с огибанием рельефа местности. После активизации в 1975 году работ по КРБД воздушного базирования ALCM в США руководством Министерства обороны СССР было принято решение о создании подобного ракетного комплекса.

Сборка опытных образцов ракет «изделие 120» начата Дубнинским машиностроительным заводом в начале 1978 года. Позже, из-за загрузки завода другими заказами, начат перевод производства ракет на Харьковское Авиационное Промышленное Объединение. На первом этапе в ХАПО велось производство отдельных агрегатов, которые передавались для сборки в Дубну.

Макет первого варианта изделия 120.

Макет первого варианта изделия 120.

Первый вариант ракеты «изделие 120» создавался с учетом того, что ракеты будут размещаться в фюзеляже носителя на многопозиционной катапультной установке. Таким образом сечение ракеты в транспортном положении позволяло максимально использовать доступный объем отсека самолета-носителя. Позже, из-за задержки с созданием аналогичной КР КС-122 для ВМФ ОКБ «Новатор», рассматривалась возможность постановки на вооружение Флота КР Х-55 и конструкция последней была изменена — в транспортном положении ракета по сечению была вписана в габариты торпедного аппарата калибра 533 мм.

Испытания крылатой ракеты велись на полигоне 929-го ЛИЦ НИИ ВВС СССР во Владимировке (Ахтубинск). Первые два экспериментальных пуска были неудачными.

В марте 1978 года по решению министра авиационной промышленности В.А.Казакова начата подготовка серийного производства ракеты Х-55 на Харьковском Авиационном Промышленном Объединении (ХАПО). Производство развертывалось в цехе № 85 ХАПО под руководством А.К.Мялицы. В декабре 1979 года собран первый полноценный фюзеляж ракеты. Первая серийная ракета, полностью изготовленная на ХАПО, передана заказчику 14 декабря 1980 года. Всего для испытаний в течение 1981 года в Дубне и на ХАПО выпущено 40 ракет Х-55.

Х-55 в сборочном цеху ХАПО.

 Крылатая ракета Х-55 в сборочном цеху ХАПО.

Совместные испытания ракет и носителей проводились на базе трассово-измерительного комплекса полигона 929-го ЛИЦ НИИ ВВС (Ахтубинск). Опытный самолет-носитель Ту-95М-55 (ВМ-021) совершил первый полет 31 июля 1978 года.
Первый пуск Х-55 выполнен 23 февраля 1981 года. До конца 1981 года с носителя Ту-95М-55 выполнено 10 пусков Х-55, а всего в ходе первого этапа летных испытаний выполнено 12 пусков ракет. Один из пусков был неудачным из-за отказа генератора энергосистемы ракеты.
3 сентября 1981 года выполнен зачетный пуск с первого серийного Ту-95МС. С марта 1982 года в испытаниях в Ахтубинске принимал участие второй серийный Ту-95МС. Испытания КРБД Х-55 завершены в декабре 1982 года.

Ракетоносец Ту-95МС.

Ракетоносец Ту-95МС.

Ракетный комплекс воздушного базирования, включающий носитель Ту-95МС и крылатые ракеты Х-55, принят на вооружение 31 декабря 1983 года. Производство Х-55 с ХАПО передано на Кировский машиностроительный завод. Производство агрегатов Х-55 было развернуто также на Смоленском авиазаводе.

Наименование ракет типа РКВ-500 использовалось при переговорах по ОСВ между СССР и США. На западе ракета Х-55 получила обозначение AS-15 «Kent».

Конструкция.

Первый вариант ракеты, «изделие 120» — нормальной аэродинамической схемы, со складывающимися под фюзеляж крыльями и складывающимся оперением. Конструкция ракеты в транспортном положении в сечении оптимизирована для размещения на многопозиционной ПУ («барабане»). Двигатель размещается в фюзеляже и выдвигается из фюзеляжа на пилоне вниз перед пуском. Оперение цельноповоротное, киль складывается набок.
Конструкция фюзеляжа оптимизирована для снижения радиолокационной заметности — острый нос, сложный профиль сечения, размещение крыльев под фюзеляжем в сложенном положении, минимальное количество отверстий и выступающих элементов. Возможно, обшивка носовой части фюзеляжа, крыла и оперения изготовлена из специальных радиопоглощающих материалов на основе кремнийорганического композита (как у более позднего стандартного варианта ракеты).

Базовый вариант ракеты, Х-55 — нормальной аэродинамической схемы, со складывающимися в разрез фюзеляжа (в топливный бак) крыльями и складывающимся оперением. Конструкция ракеты оптимизирована в т.ч. для использования из торпедного аппарата калибра 533 мм. Это вызвано тем, что из-за задержки с созданием аналогичной КР КС-122 для ВМФ ОКБ «Новатор», рассматривалась возможность постановки на вооружение Флота.

Компоновочная схема ракеты Х-55.

Компоновочная схема ракеты Х-55.

Плоскости крыла складываются в фюзеляж, помещаясь одна над другой. При выпуске плоскости оказываются на разной высоте относительно строительной горизонтали изделия, фиксируются с разными углами установки, из-за чего в полетной конфигурации ракета становится асимметричной. Хвостовое оперение выполнено складным — все его поверхности являются рулевыми цельноповоротными, причем консоли шарнирно ломаются дважды. Киль поначалу складывался набок (первый вариант изделия 120), но затем консоли унифицировали и на киле появился еще один дополнительный шарнир. Для сокращения общей длины убирающимся сделали и хвостовой кок, складывавшийся «гармошкой». Стягивавшая его нихромовая проволока при сбросе пережигалась электрическим импульсом, и кок расправлялся пружиной. Двигатель выдвигается вниз под действием толкателя пиропатрона, после чего открывающиеся створки люка закрывают проем обжимая пилон двигателя. Пиротехническими толкателями также распахивались консоли крыла и оперения, причем эти механизмы работали при высоких давлениях до 350 атм., буквально выбрасывая агрегаты наружу, где те удерживались фиксаторами.

3.Проекции Х-55. Схема.

Проекции Х-55. Схема.

Подвеска ракеты под носитель осуществлялась на 4 разнесенных по конструкции бугеля, что позволяло облегчить силовой набор конструкции ракеты. Фюзеляж ракеты был выполнен полностью сварным из сплава АМГ-6. Конструкция крыла выполнялась из композиционного материала состоявшего из кремнийорганической ткани и спецсмолы К-1-70.

Конструкция фюзеляжа оптимизирована для снижения радиолокационной заметности — щели закрываются крышками, на поверхности минимальное количество отверстий и выступающих элементов. Обшивка носовой части фюзеляжа, крыла и оперения изготовлена из специальных радиопоглощающих материалов на основе кремнийорганического композита.

Бортовая система управления БСУ-55 — инерциальная с использовнием БЦВМ для коррекции маршрута полета в районах коррекции по цифровой матрице высот района коррекции (экстремальная навигация). На участках коррекции радиовысотомер ракеты определяет текущую высоту рельефа местности и сравнивает с имеющейся в памяти цифровой матрицей высот участка коррекции — таким образом определяется местоположение ракеты на учатске коррекции и система управления ракеты корректирует маршрут полета до следующего участка коррекции. Система управления ракеты обеспечивает стабилизацию по трем осям, отработку заданной программы маршрута, удержание скоростного и высотного режимов полета с выполнением заданных маневров уклонения от перехвата. Контроль скорости и ускорений осуществляется доплеровским измерителем скорости и сноса.
Система управления комплекса вооружения на борту носителя обеспечивает получение точных координат носителя в момент пуска, ввод полетного задания и выставку гироинерциальных платформ крылатых ракет.

Проектированием двигателя для крылатой ракеты нового типа изначально занялись МНПО «Союз» (г. Москва), омское МКБ и НТК им. Н.Д.Кузнецова (г. Куйбышев). Кроме ТРДД рассматривался и вариант силовой установки с винтовентиляторными толкающими винтами. Выбор был сделан в пользу разработки МНПО «Союз».

Малогабаритный ТРДД Р-95-300 (изделие 95, Р-95ТМ-300) тягой 400 кг. Двигатель разработан МНПО «Союз», главный конструктор — О.Н.Фаворский. Производство освоено на Запорожском машиностроительном заводе (Украина). Двигатель является ТРДД с кольцевой камерой сгорания. Компрессор низкого давления — двухступенчатый вентилятор, компрессор высокого давления — семиступенчатый осевой компрессор. Маслосистема автономная. Запуск ТРДД осуществляется пиростартером, размещённым в хвостовом коке ротора. Для выполнения полетной программы и регулирования Р-95-300 оборудован современной автоматической электронно-гидромеханической системой управления и встроенным электрическим генератором РДК-300 мощностью 4 кВт.
ТТХ двигателя:
Статическая взлетная тяга, кг: 300-350
Длина, мм: 850
Диаметр, мм: 315
Масса, кг: 95
Весовая отдача, кгс/кг: 3,68
Степень двухконтурности: 2
Степень сжатия компрессора: 8,5
Удельный расход воздуха, кг/кгс в час: 0,785
Топливо: Т-1 (авиационный керосин), ТС-1, Т-10 (децилин)

ТРДД Р-95ТМ-300 на выставке Двигатели-2008.

ТРДД Р-95ТМ-300 на выставке «Двигатели-2008».

Так как полёт на максимальную дальность продолжается несколько часов, для питания аппаратуры ракеты не подходят одноразовые аккумуляторные батареи. На двигателе ракеты установили электрогенератор РДК-300 мощностью 4 кВт.

Компактная термоядерная БЧ специально разработанная для применения на КРБД типа Х-55 мощностью 200 Кт. Разработчик — ВНИИА, главный конструктор — А.А.Бриш. Вероятно, из-за удачной конструкции ядерная БЧ этого типа была использована так же на аэробаллистической ракете Х-15.

Модификации:
— Х-55 (изделие 120) — первый опытный вариант крылатой ракеты, оптимизированный по конструкции для размещения на многопозиционной катапультной установке в фюзеляже самолета-носителя.
— Х-55 (изделие 120, РКВ-500А) — серийная крылатая ракета большой дальности оптимизированная по конструкции для размещения в торпедном аппарате.
— Х-55ОК (изделие 121) — опытная крылатая ракета большой дальности с системой управления с использованием оптической корреляции текущего изображения местности с эталонной фотоматрицей участка коррекции маршрута полета. Разработка 1987 года.
— Х-55М (изделие 124) — проект модернизации крылатой ракеты большой дальности.
— Х-55СМ (изделие 125, РКВ-500Б) — крылатая ракета с увеличенной дальностью полета. Оборудована накладными (конформными) топливными баками. Принята на вооружение в 1987 году. Масса топлива в дополнительных конформных баках — 260 кг.
— Х-65 (Х-65СЭ) — проект КРБД с неядерной БЧ. Вероятно, не реализован, но в 1990-е годы неоднократно показывался на выставках военной техники. Так же как и Х-55СМ ракета оснащена конформными топливными баками. Впервые ракета показана на московском авиасалоне в 1992 году, а в 1993 году была показана на выставке вооружений в Абу-Даби (ОАЭ).
— Х-555 — серийная крылатая ракета большой дальности с неядерной боевой частью и улучшенной системой наведения. Конструктивно подобна ракете Х-55СМ. Летные испытания ракет Х-555 проводились в ГЛИЦ им.Чкалова в Ахтубинске в 2002 году. Завершающие пуски Государственных испытаний Х-555 начатых в 2004 году, выполнены 16.08.2005 г. по полигону Пембой (Воркута) с самолетов Ту-160 «Павел Таран», «Александр Голованов» и «Александр Молодчий». Масса топлива в дополнительных конформных баках — 220 кг.

ТТХ:

Модификация: Х-55 (РКВ-500А) / Х-55СМ (РКВ-500Б)
Длина, м: 8,09 / 8,09
Размах крыла, м: 3,1 / 3,1
Диаметр корпуса, м: 0,514 / 0,77
Стартовый вес, кг: 1700 / 1700
Тип боеголовки: специальная (200 кт)
Масса БЧ, кг: 410
Скорость, м/с (М=): 260 (0,48-0,77)
Дальность пуска, км: 2500 / 3000
Высота пуска, м: 200-12000
Высота полёта на маршевом участке траектории, м: 40-110
Носители: Ту-95М-55, Ту-95МС, Ту-160.

Крылатая ракета Х-55.

Крылатая ракета Х-55.

Крылатая ракета Х-55.

Крылатая ракета Х-55.

Ракета Х-55СМ на авиабазе Энгельс.

Крылатая ракета Х-55СМ на авиабазе Энгельс.

Ракеты Х-55СМ.

Ракеты Х-55СМ около ракетоносца Ту-160. Авиабаза Энгельс.

10.Х-55СМ запущенная с носителя Ту-95МС во время учений Восток-2014, сентябрь 2014 г.

Х-55СМ запущенная с носителя Ту-95МС во время учений «Восток-2014». Сентябрь 2014 г.

11.Х-65 на авиасалоне.

Крылатая ракета Х-65 на авиасалоне.

Х-65 на авиасалоне.

Крылатая ракета Х-65 на авиасалоне.

Применение ракеты Х-555 по целям в Сирии с самолета-носителя Ту-95МС.

Применение ракеты Х-555 по целям в Сирии с самолета-носителя Ту-95МС.

Х-55. Рисунок 1.

Х-55. Рисунок 1.

Х-55. Рисунок 2.

Х-55. Рисунок 2.

Х-55. Рисунок 3.

Х-55. Рисунок 3.

Проекции Х-55СМ. Схема.

Проекции Х-55СМ. Схема.

18.Проекции Х-65. Схема.

Проекции Х-65. Схема.

.

.
Список источников:
Наука и техника. №2 за 2010 г. В.Марковский, К.Перов. Крылья судного дня. Авиаракетный комплекс Х-55.
Авиация и космонавтика № 9 за 2005 г. В.Марковский. Авиационные крылатые ракеты.