Управляемая ракета большой дальности К-15 (изделия 275/278/280).

Разработчик: ОКБ-301
Страна: СССР
Начало разработки: 1953 г.
Начало испытаний: 1959 г.

Опытная ракета большой дальности, класса «воздух-воздух» К-15, разрабатывалась начиная с 1953 года по Постановлению Совмина СССР № 2837-1200 от 20 ноября 1953 года для вооружения перехватчика Ла-250 ОКБ-301 генерального конструктора С.А.Лавочкина. Ла-250 и ракета К-15 входили в состав комплекса ПВО Ла-250-К-15. Комплекс ПВО Ла-250-К-15 предназначался для борьбы с бомбардировщиками противника, летающими на высотах до 20 км, и предполагала гармоничное сочетание летных характеристик сверхзвукового самолета-носителя, радиоуправляемой ракеты класса «воздух-воздух», а также возможностей бортовой радиолокационной станции обнаружения целей и наведения ракет со счетно-решающим устройством. Перехватчик оснащался двумя радиоуправляемыми авиационными ракетами К-15. Система наведения истребителя-перехватчика предполагала обнаружение и захват цели с помощью бортового радиолокатора К-15М, разработки жуковского филиала НИИ-17 (в дальнейшем ОКБ-15, в настоящее время НИИП имени В.В.Тихомирова) главного конструктора В.В.Тихомирова, атаку и пуск ракет — автоматически, по командам бортового счетно-решающего устройства. Для 1950-х годов это был достаточно сложный авиационно-ракетный комплекс перехвата.

Ракета К-15 проектировалась в том же ОКБ-301 с использованием наработок по первой отечественной ракете «воздух-воздух» Г-300. В документах ракеты К-15 называются «изделие 275». В 1954 году был выпущен эскизный проект «изделия 275», началась разработка рабочих чертежей, были проведены продувки моделей в аэродинамических трубах. К работам по радиоэлектронной части привлекли НИИ-648. Автопилот разрабатывался заводом № 923, боевая часть — НИИ-6, радиовзрыватель — НИИ-504.

Однако судьба ракеты и комплекса в целом сложилась крайне неудачно. При первой же попытке взлета 16 июля 1956 года самолет Ла-250 был основательно поврежден. Как оказалось, без радикальной доработки бустерной системы и других элементов контура управления Ла-250 был принципиально неспособен к нормальному полету. К этому времени было изготовлено 5 «изделий 275», началась его стендовая отработка. Перепроектирование самолета из Ла-250 в Ла-250А вызвало необходимость перепроектирования РЛС и ракет (с «изделия 275» на «275А»). Эскизный проект комплекса с ракетами «275А» защищен в начале 1956 года.

Ракета 275А. Схема.

Модель перехватчика Ла-250А c ракетами «275А».

Для испытаний к 31 июля 1958 года серийно изготовлено 40 ракет «275А» (судя по всему, заводом ОКБ-301). Испытания ракет «275А» начаты на полигоне 6-го НИИ ВВС летом 1959 года (10 пусков с наземной ПУ). Возможно, производились пуски и с Ла-250А (четвертая опытная машина). Позднее помимо ракет «275» и «275А» для системы К-15 разрабатывались УР «277», «279» и «280». Требования к ракете «277» с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения, предназначавшейся как для борьбы с одиночными, так и групповыми целями и разрабатывавшейся на базе «275А», окончательно сформулировали в январе 1957 года. Она должна была поражать цели типа разведчик и бомбардировщик на высотах 23000-25000 м в задней полусфере, летящих со скоростью до 1300 км/ч на удалении от 3 до 10 км, а в передней — на высотах 8000-15500 м и скорости до 1400 км/ч. Вес ракеты со 120-кг боевой частью не должен был превышать 800 кг. Ракета «279» отличалась ядерной боевой частью, а «280» — твердотопливным двигателем и меньшей дальностью пуска.

Перехватчик Ла-250А с макетами ракет «275А» в полете.

В целом работы по К-15 недопустимо затянулись. Только в августе 1958 года должны были начаться пуски К-15 с Ла-250. Однако в июне того же года постановлением Правительства была развернута разработка дальнего авиационно-ракетного комплекса перехвата Ту-28-80, предназначенного для решения тех же задач, что и Ла-250-К-15. Тем не менее работы по Ла-250 продолжались и в 1959 году, правда, в вялотекущем режиме — основные силы лавочкинского КБ шли на отработку зенитной ракетной системы «Даль» и межконтинентального самолета-снаряда «Буря». Окончательно работы по системе К-15 были прекращены по Постановлению от 4 июля 1959 года.

Компоновочная схема ракеты К-15.

Конструктивно ракета К-15 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образным расположением «ромбовидных» крыльев и треугольных рулей. В «изделии 275», как и в разрабатывавшихся ракетах Г-300 («изделие 210/211»), использовалась жидкостная двигательная установка, работающая на азотнокислотном окислителе и триэтиламинксилидине в качестве горючего. В носовой части ракеты располагались радиовзрыватель и кумулятивная боевая часть массой 140 кг, осколочная, радиус поражения 50 м (расчетный), за ними — топливный отсек с баками на 133 л окислителя АК-27 и 70,5 л горючего ТГ-02. Далее находился приборный отсек с аппаратурой радиоуправления, автопилотом, пневмоблоком с шар-баллоном со сжатым воздухом объемом 20,6 л под давлением 320…360 кг/см2. В хвостовом отсеке устанавливались рулевые машины и разработанный в ОКБ-2 А.М.Исаева жидкостный ракетный двигатель тягой 2,83 т, обеспечивающий время работы до 225 с. Ракета комплектовалась батареей 26КФАФО. Для обеспечения пуска использовался окислитель М-50.

ТТХ:

Тип: К-15 (изделие «275»)
Длина, м: 5,7
Макс. диаметр корпуса, м: 0,45
Размах крыльев, м: 1,55
Стартовый вес, кг: 600
Двигатель: ЖРД ОКБ-2 А.М.Исаева
Боевая часть
— тип: осколочная
— вес, кг: 140
— тип взрывателя: неконтактный
Система управления: радиокомандная с удержанием ракеты по равносигнальной зоне
Органы управления: аэродинамические рули
Тип старта: воздушный, сброс с самолета-носителя
Дальность стрельбы в ППС, км: до 27
Скорость цели, км/ч: до 1250
Скорость ракеты, км/ч: 3600
Высота цели, м: до 20000
Число ступеней: 1

.

.
Список источников:
Русавиа. Николай Якубович. Самолеты С.А.Лавочкина.
Журнал «Авиация и космонавтика» № 11 за 2002 г. Р.Ангельский. Ракета К-15 (изделия 275, 278 и 280).
Журнал «Крылья Родины» № 9 за 1991 г. Е.Гордон. Из семейства реактивных.
Сайт «MILITARY RUSSIA». Отечественная военная техника. К-15.