Управляемая ракета малой дальности К-14 (изделие 480).

Разработчик: ОКБ-134
Страна: СССР
Начало разработки: 1974 г.
Начало испытаний: 1978 г.

Первые работы по К-14 как элементу вооружения перспективных истребителей МиГ-29 и Су-27 начались по совместному решению промышленности и ВВС от 22 февраля 1973 года, но из-за отсутствия данных от смежников намеченная на тот же год разработка аванпроекта так и не состоялась. Выпущенное в следующем году техническое предложение легло в основу решения ВПК от 27 ноября 1974 года. К этому времени постановлением от 14 июля 1974 года партия и правительство задали разработку истребителей 4-го поколения, получивших в дальнейшем наименования Су-27 и МиГ-29, а также развернули создание новых ракет для этих самолетов. В частности , на смену ракетам семейства К-13 предусматривалась всеракурсная ракета малой дальности К-14 («изделие 480»), а взамен К-60 — высокоманевренная ракета ближнего боя К-73. Однако в ходе дальнейшей разработки выявилась возможность за счет увеличения массы обеспечить всеракурсность ракет К-73, которая тем самым стала прямым конкурентом К-14.

Наряду с применением газодинамического управления преимущества К-73 определялись и исполнением этой ракеты в относительно малой длине. Огромное удлинение К-14 снижало аэродинамическое сопротивление, но из-за большего момента инерции требовало повышенных управляющих сил для осуществления маневра. Принятая для ракеты К-14 схема «утка» ограничивала углы отклонения рулей: при больших углах атаки они теряли эффективность из-за срыва потока. Возможным выходом было применение аэродинамических рулей на флюгирующем основании для снижения эффективного угла атаки. При этой схеме он определялся только углом отклонения руля, а не суммой этой величины с углом атаки корпуса ракеты. Однако это предложение ГосНИИАС, также как и другая рекомендация специалистов этого института — отказаться от «безавтопилотной» схемы управления — не была принята конструкторами «Вымпела». Для повышения эффективности рулей на больших углах атаки применили спрямляющие поток дестабилизаторы.

В 1975 году появился аванпроект, а в 1976 году — эскизный проект К-14. Для испытаний К-14 оборудовали один из первых МиГ-23МЛ (самолет № 123), с которого в 1978 году выполнили пять программных пусков.

В итоге, несмотря на близость характеристик сравниваемых ракет и преимущества К-14 в части освоенности производства, выбор был сделан в пользу более перспективной К-73. По постановлению партии и правительства от 14 июня 1979 года работы по К-14 прекратились. Кроме работ по основному варианту в 1976 году был выпущен и эскизный проект модификации с комбинированной теплорадиолокационной ГСН. Дальнейшее развитие семейства К-13 прекратилось.

.

.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Р.Ангельский, В.Коровин. Отечественные управляемые ракет «воздух-воздух».
В.Марковский, К.Перов. Развитие советских авиационных ракет класса «воздух-воздух».