Управляемая ракета средней дальности Р-25 (К-25, «изделие 370»).

Разработчик: ОКБ-134 (ныне — МКБ «Вымпел»)
Страна: СССР
Начало разработки: 1967 г.
Испытания: 1972-1973 гг.

Предыстория разработки ракеты К-25 почти повторяет события, приведшие к созданию ракеты К-13. Вновь в ходе локальной войны трофейный образец современной американской техники в относительно сохранном состоянии достался вооруженным силам дружественной Советскому Союзу страны. Трофейная ракета AIM-7E «Sparrow» поступила в СССР в хорошем состоянии из Вьетнама, где была снята с самолета F-4 «Phantom», затонувшего на малой глубине около Хайфона.

Разработка ракеты, на базе трофейной, велась ОКБ завода № 134 (ОКБ-134, ныне — МКБ «Вымпел»), главный конструктор — В.Т.Корсаков. Официальный старт работам по копированию ракеты средней дальности для комплекса вооружения истребителя МиГ-23 дан Постановлением Совмина СССР от 13 ноября 1967 года. На первом этапе разработки вместо части оригинальных материалов использованы отечественные аналоги, что не обеспечило работоспособности части систем и агрегатов.

Но по окончании начального этапа работ сходство разработки К-13 и К-25 прерывается. За прошедшее десятилетие уровень развития ракетостроения в Советском Союзе несоизмеримо возрос. Если в 1958 году на вооружении советских ВВС состояла единственная ракета «воздух-воздух» К-5, то к концу шестидесятых годов арсенал наших соколов помимо «тепловой» и «радийной» версий К-13 пополнился ракетами семейства Р-8, Р-98Р-4, Р-55, завершались испытания К-40. Развертывание работ по К-25 коллективом конструкторов во главе с В.Т.Корсаковым не приостановило разработку ее непосредственного конкурента — К-23, которая велась в той же конструкторской организации — МКБ «Вымпел» под руководством В.А.Пустовойтова.

Копирование американского образца требовало не только воспроизведения конкретной конструкции, но и организации выпуска предельно идентичных материалов и, что намного сложнее, элементной базы бортовой аппаратуры. Кроме того, эту аппаратуру следовало увязать с бортовой РЛС «Сапфир-23». Наряду с этими текущими трудностями сказались и более общие соображения, не способствующие форсированию работ по К-25. Уже в то время у американцев завершалась разработка более совершенного варианта «Сперроу» AIM-7F. Воспроизводя предшествующую модификацию, советские специалисты заведомо обрекали себя на отставание от США. По ряду решений американская ракета явно уступала К-23. В частности, на ней использовалась более подверженная помехам ГСН с коническим сканированием, а не моноимпульсная, как на нашей К-23. Наконец, учитывалось и то обстоятельство, что воспроизведение зарубежного образца не могло быть отмечено на столь высоком уровне, как создание оригинальной отечественной ракеты. Более того, при выборе в пользу К-25 пусть неявно, но вставал вопрос о немалых средствах, уже затраченных на разработку К-23.

Сама ракета «Сперроу» несла в себе ряд в целом неоднозначных и непривычных для нашего ракетостроения технических решений, не освоенных на уровне запущенных в серию изделий. Прежде всего это относится к общей схеме ракеты – «поворотное крыло», ранее реализованной у нас только на К-9, как известно, не дошедшей до стадии испытаний в управляемом полете. В сравнении с принятой на К-23 нормальной схемой она обеспечивала более благоприятную динамику наведения, особенно на заключительной стадии полета перед попаданием в цель, но характеризовалась худшим аэродинамическим качеством и требовала применения мощного, ранее не применявшегося на советских ракетах «вохдух-воздух» гидравлического рулевого привода.

Конструктивно К-25 («изделие 370,») повторяла американский прототип. За полуактивной радиолокационной ГСН располагались неконтактный взрыватель, аппаратура автопилота, блок энергопитания и рулевого привода, стержневая боевая часть. Твердотопливный ракетный двигатель располагался в хвостовой части ракеты, конструктивные меры по сужению диапазона полетных центровок (например, сопло с удлиненным газоходом) не предусматривались.

В 1970 году после завершения автономной отработки ракет К-23 опытный самолет МиГ-21ПФ (серийный № 12-03) был переоборудован под ракету К-25 (Е-7 с К-25). На самолет установили пусковую установку АПУ-25-11, но в 1970 году из-за неготовности двигателя и рулевого привода испытания ракеты К-25 так и не начались. В 1971 году МиГ-21ПФ снова приготовили для автономных испытаний К-25, а так же начали переоборудование двух самолетов МиГ-23М (серийные №№ 06-06 и 06-07) с установкой АПУ-25-23М.

Заводские испытания начаты автономными пусками с МиГ-21ПФ в 1972 году и завершены в марте 1973 года. В течение 1972 году осуществлено 20 пусков ракет К-25. Три пуска выполнены с МиГ-23 по парашютным мишеням — в этих пусках выявлен дефект ГСН ДВ-109А, что потребовало её доработки. В 1973 году выполнен основной объем заводских испытаний: 16 пусков, включая пуски телеметрических и боевых ракет по парашютным мишеням и по мишени Ла-17. На начало 1974 года планировались стрельбы по самолетам-мишеням МиГ-17 на малых и больших высотах, но в связи с успешным окончанием испытаний и принятием на вооружение ракеты К-23 совместным решением ВВС, Министерства авиапромышленности и других ведомств 18 февраля 1974 года работы по К-25 были прекращены.

Исследования по аэродинамической схеме, близкой к поворотному крылу, и по гидравлическому рулевому приводу, использованы позже при разработке ракет семейства К-27.

ТТХ:

Длина, мм: 3600
Диаметр корпуса, мм: 200
Размах крыла, мм: 1000
Масса, кг: 228
Масса БЧ, кг: 40
Дальность действия, км: до 25
Тип БЧ: стержневая с неконтактным взрывателем.

raketa-aim-7e-sparrow.

Ракета AIM-7E «Sparrow».

raketa-aim-7e-sparrow

Ракета AIM-7E «Sparrow».

.

.

Список источников:
Р.Ангельский. Отечественные управляемые ракеты «воздух-воздух».
В.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух».
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «К-25».