Авиационная донная мина МИРАБ.

Разработчик: Остехбюро
Страна: СССР
Начало разработки: 1927 г.
Принятие на вооружение: 1936 г.

Донные мины можно ставить на небольших глубинах, неприемлемых, для мин якорных. Собственно говоря, для малых глубин они и предназначались, поскольку взрываются они, лежа на дне, и разрушают днище корабля ударной волной. Чем глубже находится мина, тем мощнее нужен заряд. Первой неконтактной миной была речная индукционная неконтактная мина РЕМИН. Работы начались в 1927-1928 годах в Остехбюро. К 1932 году был создан и испытан индукционный взрыватель, катушка которого реагировала на изменение магнитного поля при прохождении вблизи от мины корабля. Приемной частью взрывателя служила большая катушка из медной изолированной проволоки, замыкавшаяся на рамку специально сконструированного чувствительного гальванометрического реле. Мина предназначалась для постановки с надводных кораблей.

В 1935 году разработали новый магнитоиндукционный взрыватель и малую неконтактную донную мину МИРАБ, заменившую первый образец. В мине впервые была использована двухимпульсная функциональная схема. Команда на подрыв мины поступала после двухкратного срабатывания принимающего устройства в течение цикла работы программного реле. Если второй импульс поступал через промежуток, превышающий время цикла реле, он воспринимался как первичный, и мина переводилась в режим ожидания. Двухимпульсный взрыватель обеспечивал более надежную защиту мины от взрыва при однократном воздействии на его принимающую часть и производил взрыв на более близком расстоянии от корабля, чем одноимпульсный.

В 1936 году, после усиления корпуса, под названием МИРАБ (мина индукционная речная авиационная бреющего полета) стали применять с самолетов в двух вариантах: как парашютную со средних высот и как беспарашютную с высот бреющего полета (согласно действующим документам этого периода бреющим считался полет на высотах от 5 до 50 м. Тем не менее, мина сбрасывалась со 100-150 м, что относится к малым высотам).

В 1941 году МИРАБ в очередной раз доработали, схему упростили, а заряд взрывчатого вещества увеличили до 240 кг и была обеспечена возможность для парашютного сбрасывания с самолета. Этот вариант мины весьма ограниченно применялся в Отечественную войну. В начале войны в распоряжении ВМФ СССР имелось 95 таких мин. Мина МИРАБ использовалась очень мало. Для сбрасывания ее с больших высот изготовили специальную парашютную систему, которая, однако, в боевых условиях не применялась.

ТТХ:

Габариты, мм: 1030 х 700 х 700
Общий вес, кг: 280
Вес заряда, кг: 64
Глубина места постановки наименьшая, м: 2
Минимальный минный интервал, м: 25
Время прихода в боевое положение, мин: 3,5-5,5

Мина МИРАБ учебная, электромагнитная, в разрезе.

Мина МИРАБ учебная, электромагнитная, в разрезе.

Минометание с ДБ-ЗТ неконтактных индукционных донных мин МИРАБ. 1940 г.

Минометание с ДБ-3Т неконтактных индукционных донных мин МИРАБ. 1940 г.

.

.

Список источников:
А.Артемьев. Авиационные морские мины.
В.Котельников, А.Артемьев. Минно-торпедная: авиация особого рода.