Авиационная противолодочная реактивная торпеда АПР-1 «Кондор».

Разработчик: ГСКБ-47
Страна: СССР
Испытания: 1969-1971 гг.
Принятие на вооружение: 1971 г.

Работы но использованию подводных ракет для поражения подводных лодок были начаты из-за того, что поражение атомных подводных лодок противника осложнялось в основном из-за их высокоскоростных характеристик. Для поражения ПЛ требовалось поднять скорость подводного хода поражающего ее снаряда, в гоже время шум подводного реактивного двигателя возрастал в воде в 5000 раз в сравнении с воздухом. т. е. подводный снаряд становился глухим. а об атаке противник знал с момента его запуска. В дальнейшем было выяснено, что основной шум порождается в начале выхода газовой струи из сопла двигателя, остальной процесс глохнет в газопаровой каверне, т.е. происходил эффект самоэкранирования ракеты. Для подтверждения этого явления, зависящего, в том числе и от параметров двигателя, НИИ-1 МОП было разрешено провести эксперименты на Черноморском флоте в районе Феодосии. В эксперименте, начавшемся в августе 1958 года, принимало участие специально оборудованное судно ГСК-17.

Постановлением СМ СССР № 1111/463 вышедшем в 1960 году «О средствах противолодочной обороны» предусматривалось создание противолодочной ракеты. Головной разработчик — ГСКБ-47, разработчик систему управления — ЦНИИ-173 (ЦНИИАГ). Главный конструктор — С.С.Бережков (с 1964 г. — А.И.Зарубин), заместители — А.В.Минаев и А.А.Отмахов. Разработка начата в 1960 году с перевода части специалистов из НИИ-1 в ГСКБ-47.

Противолодочные авиабомбы обычного вида, которые разрабатывались в ГСКБ-47 раньше, как и неуправляемые реактивные бомбы, которыми недолго занимались в 1947-1950 годах, могли решить весьма ограниченный круг тактических задач: за время с момента обнаружения лодки самолетом до момента погружения бомбы на нужную глубину лодка могла спокойно переместиться на безопасное расстояние. На предприятие было направлено около 40 инженеров, участвовавших в поисковых работах. Однако среди них почти не было специалистов по гидроакустике, гидродинамике, управлению, специальному приборостроению, электромеханике, гироскопии — как раз по тем областям, от знания которых в значительной мере зависело решение поставленных задач. Мало было и двигателистов. На работу по новой тематике была переведена основная часть конструкторских кадров КБ, занимавшихся ранее разработкой авиабомб, мин, боевых частей. Им предстояло приобретать новые знания, переучиваться. Срочно набирались и специалисты по дефицитным специальностям. В кратчайший срок численность вновь организованного СКБ-1 достигла 250 человек.

Работники ГСКБ-47, которым приходилось переквалифицироваться технически, оказались, помимо этого, в новых для себя технико-организационных условиях. Раньше комплекс, с которым им приходилось иметь дело, выглядел, как система «самолет — авиабомба — взрыватель», причем каждый элемент её был внутренне самостоятелен. Теперь все элементы снаряда, все его узлы, конструктивное и технологическое их оформление были теснейшим образом между собою увязаны, а вся система, в данном случае — снаряд, была частью более общей системы, включавшей в себя самолет и начальный комплекс обнаружения.

Были трудности и другого рода. Нехватка помещений задерживала развертывание необходимых лабораторий, а без них невозможно было работать, Из-за отсутствия своей производственной базы изготовление изделий было первоначально поручено заводу, не обладавшему необходимой культурой производства, поэтому большие бригады конструкторов и технологов вынуждены были непрерывно находиться на этом заводе. Образцы прямо с завода отправлялись на испытания, не проходя надлежащей проверки; не проходила проверки и аппаратура основных смежников.

Коллектив СКБ-1, руководство предприятия прилагали огромные усилия к тому, чтобы улучшить ход дела. Но продвигалось оно очень медленно. Только в декабре 1963 года, с очень большим опозданием, был завершен эскизный проект, частично подтвержденный натурными пусками. В марте 1964 года эскизный проект был утвержден. Коллективу СКБ-1 это стоило громаднейшего напряжения, не было практически ни одного отдела, где сотрудники не работали допоздна.

Одновременно в ГСКБ-47 создавались противолодочные ракеты «Пурга» и «Кондор» в которых использовались схожие технические решения. Темы не имели научно-исследовательского задела. Ранее проводились только поисковые работы в весьма ограниченном объеме. Реактивные противолодочные ракеты «Пурга» и «Кондор», создание которых было поручено предприятию, должны были после приводнения самостоятельно, с использованием средств гидролокации и самонаведения, найти подводную лодку, догнать ее и поразить. Различие между двумя ракетами было не очень значительным и связано с особенностями их применения. В 1964 году работы по обоим проектам приостановлены и возобновлены в 1965 году только по авиационной ракете «Кондор».

Крайне тяжелым делом оказалась организация испытаний. Ни испытательной базы, ни специального обслуживающего персонала не было. Большие бригады конструкторов и рабочих по три-четыре месяца (а то и больше), меняя друг друга, весь возможный для испытаний сезон находились в Феодосии, собирая изделия. Целью испытаний была отработка конструкций. Между тем, четкого технического руководства группой конструкторов, которые этим занимались, не было. В результате принимаемые решения иногда бывали случайными, необоснованными. Из-за отсутствия навыков, опыта, работа шла медленно, неквалифицированно, что сказывалось па результатах испытаний. Нередко трудно было понять, в чем причина неудачи: в недостатках аппаратуры, элементов конструкции или в неправильности сборки.

Первой мерой, которая была предпринята для ликвидации ненормального положения, было создание нового отдела с контрольно-испытательной станцией (КИС). (В это время было произведено некоторое сокращение тематики по разработке боевых частей, что позволило выделить помещение для нового отдела). Начальником отдела был назначен молодой инженер Е. И. Солодовников. Оборудование и ввод в строй КИС было осуществлено в чрезвычайно короткие сроки, под личным контролем начальника предприятия и главного инженера.
Благодаря самой напряженной работе коллектива этого отдела и производства № 1 было полностью переподготовлено и отработано 10 изделий, которые по мере готовности поставлялись на натурные испытания.

Параллельно с этим организовывались другие новые отделы и лаборатории, тщательнейшим образом готовилась программа испытаний, регистрирующая аппаратура и т.д. В 1965 году «Кондор» успешно проходит летно-конструкторские испытания. В начале 1966 года начался последний, заключительный этап отработки снаряда: совместные испытания.

Испытания ракеты «Кондор» проводились на полигоне под Феодосией на Черном море.

Государственные испытания ракеты «Кондор» завершены в 1970 году и ракета принята на вооружение 29 июня 1971 года под наименованием АПР-1. Производство опытных образцов до 1965 года велось на заводе «Дагдизель» (г. Каспийск, Дагестан), после 1965 года в т.ч. серийное производство для ВМФ с 1969-го по 1977 годы велось на заводе «Сибсельмаш» (г. Новосибирск) НПО «Регион». Всего было выпущено 263 торпеды.

Принцип наведения ракето-торпеды — после приводнения ракета планирует поогружаясь с циркуляцией, без включения двигателя. В это время ССН ракеты осуществляет поиск и обнаружение ПЛ-цели при минимальном уровне собственного шума ракето-торпеды. Обнаружив ПЛ-цель, ССН фиксирует (пеленгует и запоминает) направление на нее. После обнаружения цели включается двигатель ракеты, при этом резко возрастает собственный шум — ходовая помеха — и ССН «глохнет», за счет работы инерциальной системы управления ракето-торпеда движется в направлении на определенное ранее положение цели и подойдя на близкое расстояние, ССН повторно обнаруживает ПЛ-цель и осуществляет наведение на нее.
Радиус реагирования:
— 700 м (в режиме поиска);
— 500 м (в режиме атаки).
Раствор диаграммы направленности — 250° х 90°.

В противолодочной ракете АПР-1 «Кондор» используются три программных траектории выхода в горизонт и поиска цели: двигаться прямо, выполнять правую или левую циркуляцию. После выхода в горизонт ракета осуществляет циркуляцию в горизонтальной плоскости для поворота в упрежденную точку по данным, предварительно введенным перед сбросом.

Для ракеты разработаны два варианта боевого применения: групповое применение двух ракет с разнесением в горизонтальной плоскости и с выходом носителя на цель с заданного направления; групповое применение трех ракет с разнесением в горизонтальной плоскости с выходом носителя на цель с произвольного направления.

ТТХ торпеды АПР-1:
Калибр, мм: 350
Длина, мм: 5275-5300
Масса, кг: 650-670
Дальность хода, м: 800-900
Скорость хода, км/ч:
— при поиске цели: 37 (20 уз)
— при атаке: 100-111 (60 уз)
Глубина хода, м: 30-420
Глубина поражаемой цели — ПЛ, м: 40-400
Глубина акватории минимальная, м: 80
Высота применения, м: 300-2000
Сорость носителя, км/ч: до 800
Время самоликвидации — 1.2 мин
Боевая часть
— тип: фугасная
— вес, кг: 80-83
— взрыватель: неконтактный с радиусом реагирования до 5-10 м
— время самоликвидации после приводнения, мин: 1,2
Носители: противолодочные самолеты Ту-142, Ил-38 и вертолеты
Двигатель: РДТТ

apr-1

Авиационная противолодочная ракета / реактивная торпеда АПР-1 «Кондор».

.

.

Список источников:
Техника и Вооружение. А.Артемьев. Авиационные торпеды.
С.Прошкин, В.Маринин. Российское торпедное оружие.
Военно-промышленный курьер. № 21-22 за 2010 г. М.Климов. Морское подводное оружие: проблемы и возможности.
Аэроплан. № 2, 4 за 1993 г. А.Никифоров. Под крылом самолета.