Авиационная противолодочная торпеда АТ-1 (ПЛАТ-1).

Разработчик: НИИ-400 (ЦНИИ «Гидроприбор»)
Страна: СССР
Начало разработки: 1959 г.
Испытания: 1961-1962 гг.
Принятие на вооружение: 1962 г.

В СССР разработка авиационных противолодочных торпед началась в конце 50-х годов под шифром ПЛАТ-1. Разработка торпеды велась в НИИ-400 (ЦНИИ «Гидроприбор») по Постановлению СМ СССР N 111-463 «О создании новых образцов противолодочного вооружения» от 13 октября 1960 года. Главный конструктор — П.В.Матвеев (ист. — Р.Гусев), по др.данным — А.Г.Беляков.

torpeda-at-1

Торпеда АТ-1.

Эскизное проектирование отдельных узлов системы управления движением начато в 1959 году. Разрабатывалось два варианта торпеды — самолетный и вертолетный. Отличия в парашютной тормозной системе — вертолетный вариант — 2 х 2,5 кв.м парашюта, самолетный — стабилизирующий парашют 0,6 кв.м и тормозной парашют 5,4 кв.м.

Торпеда оснащена инерциальной системой управления с активно-пассивной акустической системой самонаведения (ССН), работающей в двух плоскостях. Взрыватели — контактный и неконтактный. Главный конструктор ССН — В.И.Колесников, неконтактного взрывателя — А.Н.Шашихин, приборов управления — В.Ф.Некрасов. Скорость вращения гироскопов — 1400 об/мин.

podveska-protivolodochnoj-torpedy-at-1-na-ka-25pl

Подвеска противолодочной торпеды АТ-1 на Ка-25ПЛ.

Вывод торпеды на заданную глубину начального поиска, которую экипаж устанавливает перед сбрасыванием, обеспечивается системой приводнения, состоящей из разъемного кольца с двумя прикрепленными к нему крыльями с постоянным углом установки, равным 30°. Крылья раскрываются одновременно с тормозным парашютом.

Энергосиловая установка торпеды включает электродвигатель постоянного тока ДП-11М биротативного типа и серебряно-цинковую батарею ТС-4 (содержание серебра около 8 кг). От аккумуляторной батареи получают питание основные потребители: аппаратура самонаведения, управления, неконтактный взрыватель. От воздушного баллона емкостью до 0,7 л давлением 200 кг/см2 осуществляется управление электропусковой аппаратурой торпеды и поддерживается постоянное давление в гидросистеме при работе рулевых машинок.

komponovochnaya-shema-torpedy-at-1

Компоновочная схема торпеды АТ-1.

Одновременно с установкой глубины начального поиска подключается электропитание от бортовой сети самолета к приборам управления и аппаратуре самонаведения, гироскопы предварительно выходят на обороты 1400 об/мин, аппаратура самонаведения и неконтактного взрывателя получают подогрев. После отделения от ЛА торпеда переходит на автономное питание, вытяжной парашют вводит в действие стабилизирующий купол, который обеспечивает скорость снижения 100-120 м/с. На высоте 500 м стабилизирующий парашют отделяется, раскрывается основной парашют, скорость снижения уменьшается до 45-55 м/с.

При погружении торпеды ее парашютная система отделяется, с помощью крыльев она выводится из «мешка», после чего последние отстреливаются. Приборы управления выводят торпеду на заданную глубину начального поиска. На глубине 20 м срабатывают гидростатические механизмы контактного взрывателя и через 25 секунд с момента включения электросхемы торпеды срабатывает дистанционный предохранитель аппаратуры самонаведения, и она приходит в боевое положение. Выйдя на заданную глубину, торпеда начинает выполнять левую поисковую циркуляцию радиусом 60-70 м с угловой скоростью 12° в секунду.

Импульсный генератор аппаратуры самонаведения, включаемый в момент срабатывания ее дистанционного предохранителя, поочередно подает через 0,85 сек. электрические импульсы на верхний и нижний гидрофоны приемно-излучающего устройства. Электрические импульсы преобразуются в ультразвуковые и торпеда, циркулируя на заданной глубине, «просматривает» водную среду. Одновременно автономным пассивным каналом производится прослушивание шумов цели. При получении отраженного от цели сигнала по активному каналу либо обнаружения пассивным каналом шумов цели управление торпедой в вертикальной плоскости передается блоку вертикального маневрирования, а в горизонтальной — управление продолжается автоматом курса, но маневрирование по командам аппаратуры самонаведения производится с меньшими угловыми скоростями (9° в секунду).

При прохождении торпеды на расстоянии 5-6 м от цели ультразвуковые импульсы, излучаемые неконтактным взрывателем и отраженные от цели, вызывают срабатывание исполнительной части неконтактного взрывателя, замыкается цепь на запальные устройства контактных взрывателей, заряд торпеды подрывается. При прямом попадании в цель взрыватели срабатывают от действия инерционных сил.

Если точность наведения на цель оказалась недостаточной и акустический контакт с ней потерян, торпеда начинает вторичный поиск, циркулируя в месте потери цели до повторного ее обнаружения. В случае ненаведения по истечении 9 мин. контактные взрыватели торпеды срабатывают от действия самоликвидатора и она подрывается.

При практическом сбрасывании после прохождения торпедой заданной дистанции или ее переуглубления гидростатический стоповый механизм разрывает цепь питания приборов, аппаратуры и обмотки контактора. Последний размыкает цепь питания силового электродвигателя. Он стопорится, и торпеда, имея положительную плавучесть, всплывает. В момент отключения питания от приборов и аппаратуры торпеды включаются шумоизлучатели, а с подвсплытием торпеды до глубины 7,5 м срабатывает гидровыключатель и дымовой отметчик, облегчающие ее обнаружение.

Испытания торпеды сначала проводились на Ладожском озере в 1961 году и продолжены на Черном море. При испытаниях на Черном море была задействована специально переоборудованная ПЛ-цель проект 613 — винты ПЛ закрыли кожухом, а корпус покрыли защитным деревянным покрытием.

Согласно всем заявленным данным торпеда АТ-1 предназначалась для поражения подводных лодок, скорость движения которых не превышает 25 узлов, а глубина до 200 м. Но как показывали расчеты, вероятность поражения ПЛ, имевших скорость порядка 10 узлов (18,5 км/ч), не превышала 10-15% (самолет Бе-12). Впоследствии разработали рекомендации по применению двух торпед серией, а для проверки теоретических положений в 1969 году проводились специальные исследовательские полеты со сбросом торпед на полигоне м. Чауда (Черное море) с самолета Бе-12.

Поисково-прицельные системы вертолетов, в состав которых входят гидроакустические станции, позволяют получить более полную информацию о подводной обстановке в виде пеленга и дальности цели и элементах ее движения. В связи с этим возникла идея разработать для вертолетов противолодочные торпеды с телеуправлением, имея в виду возможность их применения из режима висения.

Торпеда принята на вооружение в 1962 году (по др. данным в 1963 году) под наименованием АТ-1. Производство торпед велось заводом «Дагдизель» (г.Каспийск). Серийное производство торпед прекращено в 1970 году, всего выпущено 925 торпед. На базе торпеды АТ-1М разработана вертолетная торпеда с телеуправлениям из режима висения Т-67 «Стриж» (ВВТ-1).

Модификации:
— АТ-1 (ПЛАТ-1, изделие 242) — базовый вариант авиационной торпеды для применения с высот от 20 до 2000 м.
— АТ-1М — модернизация ОКБ завода «Дагдизель» (г. Каспийск, Дагестан). Пневмоконтактор заменен на электромагнитный.
— АТ-1МВ — модернизированный вертолетный вариант.
— АТ-1Э — экспортный вариант.

ТТХ торпеды:
Калибр, мм: 450
Длина, мм:
— 4030 (самолетный вариант)
— 4000 (вертолетный вариант)
Масса, кг:
— 580 (самолетный вариант)
— 560 (вертолетный вариант)
Масса ВВ, кг: 70
Высота применения, м:
— 400-2000 (самолетный вариант)
— 20-500 (вертолетный вариант)
Скорость носителя при применении, км/ч: до 600
Дальность хода, м: 5000
Глубина хода, м: 20-200
Носители:
— вертолеты Ми-4Т, Ми-14ПЛ, Ка-25ПЛ, Ка-27ПЛ;
— самолеты Бе-12, Ил-38, Ту-142.

komponovka-torpedy-at-1m

Компоновка торпеды АТ-1М.

Торпеда АТ-1.

Торпеда АТ-1.

torpeda-at-1-3

Торпеда АТ-1.

.

.

Список источников:
Техника и Вооружение. А.Артемьев. Авиационные торпеды.
Р.Гусев. Такова торпедная жизнь.
С.Прошкин, В.Маринин, Российское торпедное оружие.
Авиация и Время. В.Д.Роман. Ка-25 — «длинная рука» адмирала Горшкова.
Анатолий Артемьев. Бе-12: самолет трех стихий.