Авиационная противолодочная торпеда АТ-2 (ПЛАТ-2).

Разработчик: ЦНИИ «Гидроприбор»
Страна: СССР
Начало разработки: 1960 г.
Принятие на вооружение: 1965 г.

Самонаводящаяся авиационная противолодочная торпеда. Разработана ЦНИИ «Гидроприбор» (бывшее НИИ-400 КГС) под руководством В.С.Осипова. Разработка торпеды ПЛАТ-2 велась по Постановлению СМ СССР № 111-463 «О создании новых образцов противолодочного вооружения» от 13 октября 1960 года. Торпеда создавалась для вооружения в первую очередь новых противолодочных самолетов Ил-38. Торпеда принята на вооружение в 1965 году и серийно производилась заводом «Дагдизель» (г. Каспийск, Дагестан). Модификация для самолетов — АТ-2У — принята на вооружение в 1973 году и для ракетных противолодочных комплексов АТ-2УМ «Метель» принята на вооружение в 1977 году.

По данным Артемьева торпеда создавалась с использованием технологий и по образцу торпеды Mark 46 (США). По некоторым слухам торпеда попала в СССР с Кубы, по другим данным ее подобрали в Средиземном море. Как бы то ни было, а торпеда оказалась у отечественных умельцев, которые и принялись, ее изучать. А после этого начались разработки торпеды, получившей название «Колибри». Отечественный аналог разрабатывался под шифром «Колибри», но создать что-либо подобное Mark 46 не удалось, и вместо малогабаритной торпеды появилась 1000 килограммовая АТ-2 длиной более пяти метров и меньшим в два-три раза радиусом системы самонаведения.

Производство торпед АТ-2 прекращено в 1978 году, всего выпущено 975 торпед.

Торпеда имела активно-пассивную акустическую систему самонаведения (ССН), работающую в двух плоскостях. В активном режиме ССН обсуществлялось гидролоцирование подводной лодки-цели. Главный конструктор ССН — Д.П.Климовец. В создании аппаратуры самонаведения принимали участие так же Ю.Г.Иванов, В.Я.Лазарев, С.М.Левин и Г.П.Шиманский.
Радиус реагирования ССН в активном режиме по ПЛ — не более 1000 м.

Приборы управления торпедой выполнены впервые в виде моноблока, ведущий конструктор — С.Г.Полеско. Использованы электромеханические следящие системы и электронные схемы суммирования управляющих сигналов.

Неконтактный взрыватель разработки А.И.Турусова.

После сброса с самолета у торпеды открывались два стабилизирующих парашюта площадью по 0,6 м2, а затем, когда на заданной высоте срабатывал автомат раскрытия — основной парашют площадью 5,4 м2. Приводнившаяся торпеда выходит на установленную перед сбрасыванием глубину и производит программный поиск цели по левой цилиндрической спирали с переменным шагом, уменьшающимся по глубине на скорости 23 узла (42,55 км/ч), радиусом 60-70 м с угловой скоростью 10°-11° в секунду. Изменение шага спирали на первом участке траектории происходит за счет автоматического изменения дифферента торпеды от начальной величины (11°) до нуля. Такая программа поиска обеспечивает полный просмотр возможного диапазона глубин погружения ПЛ.

Система самонаведения торпеды в процессе поиска работает в активно-пассивном режиме циклично, причем до 35% времени цикла затрачивается на активный режим и 15% — на пассивный. Если уровень шумов цели превысит уровень отраженного от нее активного сигнала, то цикличность работы системы самонаведения прерывается и наведение производится пассивным каналом системы. Если цель захвачена по отраженному сигналу, аппаратура системы самонаведения переходит на активный режим наведения. В процессе сближения с целью скорость торпеды увеличивается до 40 узлов (74 км/ч). По истечении определенного времени после потери контакта, производится вторичный поиск в активно-пассивном режиме с учетом режима наведения и курсового угла цели. Гидростатический взрыватель подрывает торпеду, если ее глубина погружения оказалась по каким-то причинам менее 12-18 м.

АТ-2УМ — главный конструктор ССН — Т.М.Арламенкова, приборов управления — В.Е.Мясин, неконтактного взрывателя — А.И.Турусов.

Торпеда АТ-2 оснащалась биротативным электродвигателем ДП-22В. Источник энергии — начиная с АТ-2М — серебрянно-цинковые батареи одноразового действия А-222У разработки ЦНИИ «Гидроприбор» (совместно с ВНИИТ и ВНИАИ). Заливка электролита в аккумуляторы происходила при выстреле в каждый элемент аккумулятора из ампулы, расположенной сверху.

Модификации:
АТ-2 (1965 г.) — базовая модель.
АТ-2М (1972 г.) — модернизация. Возможно, ОКБ завода «Дагдизель», пневмосистема торпеды заменена на гидравлическую. После удаления воздушных баллонов увеличена масса заряда БЧ на 10- 20 кг. Установлены батареи одноразового действия.
АТ-2У (1973 г.) — модификация для применения с самолетов Ил-38 и в составе ракетных комплексов (ракета 85Р комплекса «Метель»).
АТ-2УМ «Метель» (1977 г.) — модификация для применения с самолетов и в составе ракетных комплексов. Разработчик — ЦНИИ «Гидроприбор», главный конструктор — В.С.Осипов.

ТТХ торпеды:

Калибр, мм: 533,4
Длина, мм: 3535 (4800 мм по др.данным, более 5000 мм по данным Артемьева)
Масса, кг: 1000
Масса БЧ, кг: 150
Масса ВВ, кг: 100
Дальность хода, км: 7-10
Скорость хода:
— 23 узла (в режиме поиска)
— 40 узлов (в режиме атаки)
Глубина хода, м: до 400
Радиус реагирования системы наведения, км: 0,015
Радиус срабатывания неконтактных взрывателей, м: 0-10
Тип БЧ: фугасная
Высота сброса, м: 450-2000
Скорость при сбросе, км/ч: 600
Носители: противолодочные самолеты Бе-12, Ил-38, Ту-142, ракетные противолодочные комплексы УРПК-3 и УРПК-4.

.

.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
А.Артемьев. Авиационные торпеды.
Ю.Л.Коршунов, А.А.Строков. Торпеды ВМФ СССР.
С.Прошкин, В.Маринин. Российское торпедное оружие.