Авиационная реактивная торпеда РАТ-52 (изделие А-2, Д-44).

Разработчик: НИИ-2 МАП (ГосНИИАС)
Страна: СССР
Начало разработки: 1947 г.
Испытания: 1950-1952 гг.
Принятие на вооружение: 1952 г.

Внедрение реактивной техники совпало по времени с резким обострением международной обстановки в результате войны в Корее. Ранние авиационные торпеды представляли собой доработанное оружие кораблей или подлодок. «Морская» торпеда с подходящими характеристиками получала аэродинамическое оборудование, парашют и некоторые другие устройства, позволявшие сбрасывать ее с самолетов. Уже к середине сороковых годов стало ясно, что такой подход к созданию вооружения серьезно ограничивает характеристики и боевой потенциал морской авиации. Требовалось создать кардинально новое оружие. Результатом работ в этой области, для вооружения первых отечественных реактивных самолетов-торпедоносцев Ту-14Т и Ил-28Т, стало появление изделия РАТ-52 — первой отечественной торпеды, изначально разрабатывавшейся для использования самолетами. Кроме того, это был первый советский образец реактивной торпеды.

Реактивная торпеда РАТ-52.

Реактивная торпеда РАТ-52.

Реактивная торпеда РАТ-52.

Реактивная торпеда РАТ-52.

История проекта РАТ-52 восходит к середине сороковых годов. В феврале 1946 года был основан НИИ-2 (ныне ФГУП ГосНИИАС) министерства авиационной промышленности, а в июле в эту организацию перевели группу сотрудников НИИ-1 во главе с Григорием Яковлевичем Диллоном. Ранее эти специалисты занимались совершенствованием авиационных торпед, созданных на базе существующих конструкций. На новом месте работы конструкторы должны были создать полностью новую торпеду для морской авиации. Поскольку разработка торпед для самолетов не входила в круг задач НИИ-1, этот проект был поручен «авиационному» НИИ-2, а для эффективного выполнения работ туда перевели сотрудников с необходимым опытом.

В 1947 году был разработан проект 45-см реактивной авиационной торпеды с пороховым двигателем с тягой 800-1200 кг (определялась температурой порохового заряда). Она могла сбрасываться с самолета-носителя с высот до 10 км при скорости полета до 800 км/ч. На заданном курсе воздушного участка траектории торпеда удерживалась системой управления, состоящей из трех гироскопов, с помощью специального крыла и элеронов.

Еще до перевода в НИИ-2 Г.Я.Диллон и его коллеги успели сформировать общий облик перспективного оружия. Предлагалось создать сравнительно легкую торпеду калибра 45 см, несущую максимально возможный заряд взрывчатого вещества. Кроме того, на определенном этапе было предложено отказаться от существующих силовых установок с винтовыми движителями и использовать пороховой реактивный двигатель. Применение такой силовой установки позволяло сократить габариты и вес торпеды, а также в определенной мере упростить ее конструкцию. Кроме того, ожидалось значительное повышение характеристик хода.

Новый проект НИИ-2 получил условные обозначения А-2 и Д-44. Полноценные работы по созданию этого оружия стартовали в 1947 году. За счет предложения, касавшегося использования готовых комплектующих, разработка проекта заняла всего несколько месяцев. Уже к концу 1947 года была изготовлена и испытана опытная партия новых торпед. Производство этих изделий было поручено заводу №500 (ныне Московское машиностроительное предприятие им. В.В.Чернышева). После доводки конструкции была выпущена новая опытная партия изделий А-2 / Д-44, которые испытывались в 1949 году. В дальнейшем роль производителя опытного вооружения была поручена ленинградскому заводу № 466 (ныне «Красный Октябрь»).

Испытания опытной партии торпед проводились в 1947 году. Снаряжение реактивных торпед и их заводские испытания проводилось на филиалах завода № 466 в Феодосии и Лисьем Носу. В 1950 году торпеда прошла заводские испытания, на них проводились пуски с самолета Ту-2 при скорости полета 450 км/ч. Государственные испытания были завершены в 1952 году. 4 февраля 1953 года реактивная торпеда под обозначением РАТ-52 была принята на вооружения торпедоносцев ВМФ. Войсковые испытания РАТ-52 проходила в сентябре-ноябре 1953 года на Черном море, с торпедоносцев Ту-14Т и Ил-28Т из 943-го МТАБ, было сброшено 54 торпеды различного оснащения. При испытании на полигоне вероятность поражения одной торпедой составляла 0,17-0,38. За время всех видов испытаний реактивной торпеды было произведено около 700 выстреливаний и сбросов.

5.Торпеда РАТ-52 под центропланом самолета Ил-28Т.

Торпеда РАТ-52 под центропланом самолета Ил-28Т.

Подготовка торпеды РАТ-52 к загрузке в бомбоотсек Ил-28Т.

Подготовка торпеды РАТ-52 к загрузке в бомбоотсек Ил-28Т.

Торпеда РАТ-52 состояла из боевого зарядного отделения (заряд ВВ и два взрывателя), приборного отсека, кормового отделения (с твердотопливным двигателем и рулевыми машинками) и парашютной системы. В передней части с углом атаки 23° устанавливалось стальное носовое крыло для вывода торпеды на заданную глубину после приводнения. Для постепенного снижения скорости падения торпеды с самолета-носителя на РАТ-52 была установлена парашютная система из двух парашютов: малого и большого, которая приводилась в действие автоматом раскрытия парашюта ПАС-1. Стабилизацию торпеды обеспечивали цилиндрическое стабилизирующее кольцо, воздушные элероны. Торпеда РАТ-52 предназначалась для прицельного высотного торпедометания и поражения надводных кораблей с осадкой более 2 метров. Она могла применяться с высот от 1500 м до практического потолка самолета-носителя. Для прицеливания торпедоносцы использовали радиолокационный прицел ПСБН-м и оптический ОПБ.

РАТ-52. Схема.

РАТ-52. Схема.

Перед сбросом штурман самолета задавал глубину хода торпеды от 2 до 8 метров, подключал на зарядку конденсаторы торпеды. Затем самолет выводился на боевой курс, производилось прицеливание как при бомбометании и автоматическая отцепка торпеды в заданный момент. После отделения от самолета-носителя у РАТ-52 раскрывался малый тормозной парашют, имеющий форму пропеллера, на высоте 500 м раскрывался большой тормозной парашют. При спуске торпеды на парашютной системе элероны, по командам системы управления, удерживали ее в плоскости стрельбы, предотвращали вращение. На воздушном участке в системе управления торпеды действовали: три гироскопа — курса, носовой и элеронный. В момент входа в воду парашютная система отделялась, торпеда проваливалась на глубину 20 метров и под действием носового крыла приводилась в горизонтальное положение. В дальнейшем носовое крыло отстреливалось, включался гидростат, запускался двигатель и на заданной глубине 2-8 м торпеда шла к цели.

Схема применения торпеды РАТ-52.

Схема применения торпеды РАТ-52.

По опыту учений было выявлено, что атака транспортов из состава конвоев торпедами РАТ-52 более эффективна при сбросе их группами с высоты 4000 м и более (до 13000 м). При одиночном применении торпеды РАТ-52 вероятность попадания в цель была 0,02%. Для предотвращения коррозии торпеды РАТ-52 хранились в специальных контейнерах, заполненных азотом. Для тренировок личного состава был создан учебный вариант торпеды РАТ-52. На нем вместо взрывчатого вещества в боевом зарядном отделении находилась регистрирующая аппаратура и бачок со спиртоводной смесью, которая вытеснялась сжатым воздухом после остановки торпеды для обеспечения всплытия. Реактивная торпеда РАТ-52 поставлялась за рубеж: в Китай и на Кубу. Китайские самолеты Ил-28Т ее успешно применили в боевых действиях в конце 50-х годов в Тайваньском проливе. Под обозначением J-2 торпеда РАТ-52 по лицензии выпускалась в КНР.

Китайская торпеда J-2 - копия советской РАТ-52.

Китайская торпеда J-2 — копия советской РАТ-52.

В процессе серийного производства РАТ-52 была заменена модифицированной торпедой РАТ-52М. Одним из основных недостатков реактивной торпеды РАТ-52 была ее малая дальность стрельбы (подводного хода).

ТТХ:

Калибр, мм: 450
Длина, мм: 3897
Размах оперения, мм: 750
Вес, кг: 627
Боевая часть
— тип: фугасная
— вес, кг: 2401-2433,
— взрыватель: два контактных инерциальных КАВТ-55 время взведения через 30-35 м хода в воде
Дальность подводного хода, м
— максимальная: 520-600 (400-500) (в зависимости от температуры заряда двигателя)
— без работы двигателя: 60
Глубина хода, м: 2-8
Глубина моря, м: не менее 20
Скорость хода, узл: 58-68
Высота применения, м: 1500-4000
Скорость носителя, км/ч: 800

.

.

Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
А.Б.Широкорад. Оружие отечественного флота.
В.Котельников, А.Артемьев. Минно-торпедная: авиация особого рода.