Авиационная якорная мина АМГ-1.

Разработчик: А.Б.Гейро
Страна: СССР
Начало разработки: 1932 г.
Принятие на вооружение: 1940 г.

В 1932 году слушатель Военно-морской академии им. Ворошилова А.Б.Гейро в своем дипломном проекте предложил достаточно интересное техническое решение авиационной беспарашютной якорной гальваноударной мины. Ему предложили продолжить работу по реализации проекта в Научно-исследовательском минно-торпедном институте. К ней привлекли также группу специалистов Центрального конструкторского бюро (ЦКБ-36). Работа завершилась успешно, и в 1940 году на вооружение авиации ВМС была принята мина АМГ-1 (авиационная мина Гейро). Автора ее удостоили звания лауреата Сталинской премии. Мина допускала постановку с высот от 100 до 6000 м при скоростях 180-215 км/ч. Ее тротиловый заряд составлял 250 кг.

Во время испытаний мины сбрасывали на лед Финского залива толщиной 70-80 см, они его уверенно пробивали и устанавливались на заданную глубину. Хотя по большому счету практического значения это не имело, так как парашюты оставались на поверхности льда. Мина была отработана на самолетах ДБ-3 и Ил-4. Мина АМГ-1 имела сфероцилиндрический корпус с пятью свинцовыми гальваноударными колпаками, внутри которого находился гальванический элемент в виде стеклянной ампулы с электролитом, цинковый и угольный электроды. При ударе корабля о мину колпак сминался, ампула разрушалась, срабатывал гальванический элемент, образующаяся электродвижущая сила вызывала ток в цепи запала и взрыв. На морских минах свинцовый колпак закрывался чугунным предохранительным колпаком, который удалялся после постановки мины. На мине АМГ-1 гальваноударные колпаки утапливались и выдвигались из гнезд корпуса пружинами после установки мины на заданное углубление.

Корпус мины размещался на якоре обтекаемой формы с резиновой и деревянной амортизацией. Мина снабжалась стабилизатором и баллистическим наконечником, отделявшимися при приводнении. Мина устанавливалась на заданное углубление петлевым способом, всплывая с грунта.

Первое боевое применение советских авиационных мин произошло в ходе войны с финнами. С 29 января по 20 февраля 1940 года самолеты 1-го минно-торпедного полка Краснознаменного Балтийского флота выставили в районе Або-Оландского архипелага 45 мин. Из них 39 были мины МАВ-1 и 6 — АМГ-1. Мины ставились на шхерных фарватерах в битый лед банками по 2-4 штуки. МАВ-1 сбрасывались с высоты 500 м, а АМГ-1 — с высоты 200 м. За время минных постановок было потеряно два самолета, при этом на выставленных минах предположительно погиб один транспорт.

К началу Великой Отечественной войны наша морская авиация располагала 502-мя авиационными минами. Из них 92 были на Краснознаменном Балтийском флоте, 165 — на Черноморсом флоте, 210 — на Тихоокеанском флоте и 35 на тыловых складах. В ходе войны флот получил от промышленности еще 1413 авиационных мин АМГ-1.

АМГ-1. Схема.

АМГ-1. Схема.

Ил-4Т с миной АМГ-1 перед боевым вылетом на минную постановку.

Ил-4Т с миной АМГ-1 перед боевым вылетом на минную постановку.

.

.

Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Техника и Вооружение. А.Артемьев. Авиационные морские мины.