Универсальная самонаводящаяся противолодочная торпеда УМГТ-1 (АТ-3 «Орлан»).
Разработчик: НПО «Уран»
Страна: СССР
Принятие на вооружение: 1981 г.
Универсальная малогабаритная противолодочная торпеда, самонаводящаяся. Разработана в НПО «Уран» Минсудпрома СССР (ЦНИИ «Гидроприбор») под руководством главного конструктора В.А.Левина. Испытания торпеды проводились на ПЛ пр. 690 BRAVO. Принята на вооружение в 1981 году в качестве боевой части противолодочного ракетного комплекса РПК-6 «Водопад». Позже на вооружение приняты модификации торпеды для применения в других ракетных комплексах, а так же для противолодочной авиации. Торпеда предназначена для поражения подводных лодок в любом положении, транспортов и других небронированных кораблей. Модификация УМГТ-1М создана ЦНИИ «Гидроприбор» после 1991 года.
Торпеда УМГТ-1.
В состав торпеды входят:
— акустическая головка самонаведения;
— отсек блока управления;
— боевое зарядное отделение;
— энергосиловая установка;
— рулевой привод;
— движитель;
— система торможения и стабилизации (СТС, парашютная система).
Устройство торпеды УМГТ-1М.
Для управления и наведения торпеды используется акустическое низкочастотное самонаведение активно-пассивного типа с амплитудной 2-х плоскостной равносигнальной системой наведения «Водопад», разработанные под руководством главного конструктора Ю.Г.Иванова на ЦНИИ «Гидроприбор».
Авиационная торпеда УМГТ-1 / АТ-3 «Орлан» .
При приводнении универсальная торпеда уходит в режим поиска и обнаружения цели, выполняя при этом циркуляцию влево с дифферентом и угловой скоростью, равной 7° в секунду. Головка торпеды посылает зондирующие акустические импульсы, вернувшийся сигнал проходит анализ, и при подтверждении сигнала самонаводящаяся система уходит в режим захвата цели. При наведении универсальной торпеды самонаведение имеет угол упреждения по ходу движения цели 10-12°. При сближении с целью на расстояние 100-150 метров приборы управления формируют команду «Атака», при которой взводятся взрыватели и торпеда набирает атакующую скорость до 41 узла. По достижении цели происходит ее подрыв. Если по каким-либо причинам торпеда не поразила цель, самонаводящаяся система уходит в повторный поиск. Радиус реагирования системы самонаведения по активному каналу — 1500 м.
Применение торпеды УМГТ-1 / АТ-3 «Орлан» .
В условиях глубоководных полигонов Черного моря, умеренных и глубоководных районах Северного, Японского и других морей ССН «Водопад» обеспечила заданный в ТТЗ радиус реагирования по неуклоняющимся субмаринам, но в ходе испытаний в реальных условиях боевого применения на Северном флоте (например) результаты оказались неудовлетворительными. Так же в части источников отмечается низкая помехоустойчивость ССН. Первые проверки ССН «Водопад» на работу в условиях интенсивной реверберационной помехи (в арктических условиях) прошли еще в 1970 году, но тем не менее в начале 1980-х годов на Северном флоте была вскрыта крайне низкая боеспособность торпеды УСЭТ-80 с этой ССН в условиях интенсивной реверберационной помехи, возникающей в районах с малой глубиной.
Электромеханический рулевой привод выполнен с отбором мощности от вала электродвигателя торпеды. Главный конструктор комплекса приборов управления — И.А.Логинов (ЦНИИ «Гидроприбор»). Моноблок приборов управления включает в себя логическую часть ССН торпеды.
Тип БЧ — фугасная, неконтактный акустический взрыватель НВА-1 с радиусом реагирования 3,5 м.
Двигатель — одновальный электродвигатель ДП-52.
Движитель — СВК — слабонагруженный водометный комплекс разработки ЦНИИ им.академика А.Н.Крылова, ведущий конструктор — С.В.Куликов. Устройство СВК: высокооборотное рабочее колесо осевого насоса в сужающейся насадке, за которой был расположен спрямляющий аппарат — такая система обеспечивает полную компенсацию кренящего момента только на одном рабочем режиме относительной поступи, поскольку кривые крутящего и компенсирующего момента имеют производные разного знака (по относительной поступи) и пересекаются в одной точке. На режимах начального движения (турбинных и разгонных) момент перегребания должен компенсироваться креновыравнивающей системой. Применение СВК на торпеде УМГТ-1 позволило сократить габариты электродвигателя, однако сравнительно низкий КПД СВК (порядка 0,68) потребовал увеличения мощности батареи.
Источник энергии — водно-химически источник тока (ВХИТ) на серебряно-магниевой батарее «изделие 554» (катод АgСl, позже, начиная с модификации УМГТ-1 «Дукат-2» — медно-магниевая батарея «изделие 554-МА» с медным катодом — катод СuСl), разработки ВНИАИ, активируемой морской водой. Используется открытая проточная схема обеспечения батарей электролитом. Из-за особенностей электросиловой установки — активация электролитом-морской водой — применение торпеды в пресных водоемах, а так же в Балтийском море невозможно.
Модификации:
УМГТ-1 «Водопад» (1981 г.) — торпеда для РПК-6 «Водопад» с серебряно-магниевым ВХИТ.
УМГТ-1 «Орлан» / АТ-3 / изделие 297 (1984 г.) — авиационная торпеда. ЦНИИ «Гидроприбор».
УМГТ-1 «Ветер» (1984 г.) — торпеда для РПК-7 «Ветер». ЦНИИ «Гидроприбор».
УМГТ-1 «Раструб-Б» (1984 г.) — торпеда для ракеты 85РУ комплекса УРК-5 «Раструб-Б». ЦНИИ «Гидроприбор».
УМГТ-1 «Дукат-2» (1985 г.) — авиационная торпеда с медно-магниевым ВХИТ. ЦНИИ «Гидроприбор».
УМГТ-1М / УМГТ-1МЭ (после 1991 г.) — модернизированный вариант, ЦНИИ «Гидроприбор».
ТТХ торпеды УМГТ-1:
Калибр торпеды, мм: 400
Длина, мм: 3485
Диаметр торпеды, мм: 400
Диаметр контейнера системы торможения и стабилизации, мм: 500
Вес, кг: 720 (УМГТ-1М — 725 кг)
Вес БЧ, кг: 60 (в тротиловом эквиваленте — 100 кг)
Дальность действия при включении команды «Атака», м: 8000
Макс. скорость хода, узлов: 41
Глубина мин/макс, м: 15/500
Минимальная глубина моря — 100 метров.
Торпеда УМГТ-1 / АТ-3 «Орлан» у самолета Ил-38. Аэродром Елизово, Камчатка, День Воздушного Флота, 15.08.2010 г.
Торпеда УМГТ-1М в Музее Морское подводное оружие России.
Торпеда УМГТ-1М в Музее Морское подводное оружие России.
.
.
Список источников:
А.Артемьев. Авиационные торпеды.
Ю.Л.Коршунов, А.А.Строков. Торпеды ВМФ СССР.
С.Прошкин, В.Маринин. Российское торпедное оружие.
Военно-промышленный курьер. № 21 за 2010 г. М.Климов. Морское подводное оружие: проблемы и возможности.
Сайт «Military Russia».Отечественная военная техника. УМГТ-1 / АТ-3 Орлан.