Парашют РК-2.

Разработчик: Г.Е.Котельников
Страна: СССР
Испытания: 1924 г.

В 1911 году Г.Е.Котельников разработал и запатентовал первый в мире ранцевый парашют РК-1. Испытания его прошли успешно 19 июня 1912 году. Новый парашют был компактен и отвечал всем основным требованиям применения в авиации. Купол его изготовлялся из шелка, стропы разделялись на группы, подвесная система состояла из пояса, нагрудного обхвата, двух плечевых ремней и обхватов для ног. Главной особенностью парашюта была его автономность, дающая возможность пользоваться им независимо от самолета.

Парашют РК-1 был огромным достижением отечественной спасательной техники для летчиков. Однако в 1920-е годы в СССР потребовался парашют более совершенной конструкции. «Я снова принялся за работу, — вспоминал Котельников, — стал совершенствовать свой парашют». В своей книге «Парашют» Г.Е.Котельников писал по этому поводу следующее: «Я уже по опыту знал, что стоит только куполу парашюта очутиться в воздухе, то есть освободиться от своей оболочки, как он при падении человека обязательно быстро раскроется во встречной струе воздуха». Следовательно, незачем выталкивать купол пружинами и укладывать его в металлический ранец.

В 1923 году Г.Е.Котельников сделал заявку на разработку более совершенного парашюта (патент № 10892 от 9 августа 1923 года). В этой модели, как уже говорилось, не было алюминиевого ранца с пружинной полкой для выбрасывания парашюта и закрывающей крышки. Это был ранец с жесткой спинкой, откидными боковинками и мягкой крышкой. В сгибах боковинок и в крышке были пропущены плоские часовые пружины. Они помогали ранцу быстро раскрыться. Чтобы стропы не спутывались и при падении человека не тянули купол рывками, а заставляли его раскрываться постепенно, вдоль спинки ранца были пришиты два ряда лент-ячеек, в которые закладывались стропы. Затвор ранца был упрощен, теперь он состоял из трубчатых петель, в которые пропускались шпильки, укрепленные на общем тросе. Такой ранец можно было открыть легким движением руки. Эта модель ранца была одобрена в «Главвоздухфлоте» и были выделенны средства на изготовление нескольких опытных образцов.

Ранец парашюта РК-2 с сотами для строп и встроенной тросовой шпилькой: а — соты; б — шпилька.

Шел 1924 год. Страна только начинала восстанавливать свое хозяйство после разрухи военных лет. С трудом удавалось достать нужные материалы для изготовления парашютов. 6 опытных экземпляров РК-2 были сделаны к лету 1924 года. Купола трех РК-2 были изготовлены из шелка, два купола из мадаполама и один купол из сатина. В начале лета 1924 года Котельников доставил парашюты из Ленинграда в Москву, на опытный аэродром. Испытания состоялись 28 июня 1924 года под Москвой, в Кунцеве, при воздушном отряде Воздушной академии РККА. Летные испытания РК-2 прошли удовлетворительно. Лучшие результаты показали купола, изготовленные из шелка.

.

.

Список источников:
Г.Е.Котельников. Парашют.
А.Г.Агроник, Л.И.Эгенбург. Развитие авиационных средств спасения.
Константин Кайтанов. Повесть о парашюте.