Парашют РК-3.

Разработчик: Г.Е.Котельников
Страна: СССР
Испытания: 1924 г.

Новый парашют, Котельников, на даче в Лосиноостровской под Москвой, проектировал в двух вариантах: просто «ранец-конверт», надеваемый на себя авиатором, и «Прозлет» — летный комбинезон, к спине которого пришиты четыре клапана. Клапаны обоих парашютов застегивались с помощью тросовой шпильки.

23 августа 1924 года манекен, одетый в «Прозлет» с уложенным в него парашютом, подняли на самолете на высоту тысячи метров и оттуда сбросили. Парашют быстро освободился из оболочки «Прозлета» и хорошо развернулся на второй секунде. Скорость спуска оказалась 4-5 метров в секунду. Но вот попробовали уложить в «Прозлет» парашют, сшитый из мадеполама (это довольно грубый бумажный материал). Он так сплющивался в укладке, что его разворачивать приходилось с силой.

Опыт с этим парашютом кончился неудачей: ранец раскрылся, но купол из-под клапанов не вышел, манекен грохнулся на аэродром. Котельников в своей книге «Парашют» вспоминает об этих испытаниях: «Я стал доискиваться причины неудачи. Ведь шелковый купол освободился из-под клапанов конверта хорошо. Видимо, у бумажного материала не было пружинистости шелка. Значит, клапаны ранца следовало устроить так, чтобы они совсем как бы уничтожались, оставляя купол парашюта на свободе, тогда он развернется всегда, из какого бы материала он ни был сделан. Надо было сделать так, чтобы все четыре клапана собирались гармошкой, как бы совсем уничтожаясь (собираются гармошкой — прим. редактора). Для этого я взял резинки, в верхний и нижний клапаны пропустил по одной, а в боковые — по три резинки. Так появился новый ранец-парашют — РК-3, на который мне выдали патент за № 1607.»

Модель нового парашюта РК-3 имела ранец мягкой конструкции в виде расклеенного конверта, внутри ранца на спинке Котельников разместил ячейки-соты для строп, заменил замок трубчатыми петлями, в которые продевались приделанные к общему тросу шпильки. Боковые и торцевые клапаны при выдергивании вытяжного троса оттягивались специальными резинками, облегчая куполу выход в воздушное пространство.

Парашют РК-3.

Парашют РК-3 образца 1924 г. Схема. При выдергивании шпильки (в) резинки (б) тут же открывают четыре клапана (а) и купол, попав в поток воздуха, открывается, вытягивая стропы, уложенные в ячейке ранца.

.

.

Список источников:
А.Г.Агроник, Л.И.Эгенбург. Развитие авиационных средств спасения.
Константин Кайтанов. Повесть о парашюте.
Г.Е.Котельников. Парашют.
Г.Е.Котельников. История одного изобретения. Русский парашют.
Г.В.Залуцкий. Изобретатель авиационного парашюта Г.Е.Котельников.