21 мая 1937 года — 81 год назад, на льдах Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса была развернута первая полярная станция «Северный полюс-1».

С появлением авиации возникли новые возможности для достижения Северного полюса. Такие как полеты Р.Амундсена и Р.Берда на самолетах и полеты дирижаблей «Норвегия» и «Италия». Но для серьезных научных исследований Арктики эти экспедиции были кратковременными и не очень значительными. Настоящим прорывом было успешное завершение первой воздушной высокоширотной советской экспедиции и высадки на дрейфующий лед в 1937 году героической «четверки» под руководством И.Д.Папанина. При организации экспедиции О.Ю.Шмидт возглавил воздушную часть переброски на Полюс, а И.Д.Папанин отвечал за ее морскую часть и зимовку на дрейфующей станции «СП-1».

Самолет АНТ-6А «Авиаарктика».

21 мая 1937 года — 81 год назад, экспедиция И.Папанина, Э.Кренкеля, П.Ширшова, Е.Федорова высадилась на льдах Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса и развернула первую полярную станцию «Северный полюс-1». Пять самолетов АНТ-6А вылетели из Москвы 22 марта. Перелет завершился 21 мая 1937 года. В 11 часов 35 минут флагманский самолет под управлением командира летного отряда Героя Советского Союза М.В.Водопьянова опустился на лед, перелетев 20 км за Северный полюс. А последний из самолетов приземлился только 5 июня, столь трудными были условия полета и посадки. Над Северным полюсом 6 июня был поднят флаг СССР, и самолеты отправились в обратный путь.

И.Т.Спирин, М.И.Шевелев, М.С.Бабушкин, О.Ю.Шмидт, М.В.Водопьянов, А.Д.Алексеев, В.С.Молоков после посадки на «крышу мира».

На льдине осталась четверка отважных исследователей с палаткой для жизни и работы, двумя радиостанциями, мастерской, метеорологической будкой, теодолитом для измерения высоты солнца и складами, сооруженными изо льда. В составе экспедиции были: П.П.Ширшов — гидробиолог, гляциолог; Е.К.Федоров — метеоролог-геофизик; Э.Т.Кренкель — радист и И.Д.Папанин — начальник станции.

Дрейфующая станция «Северный полюс-1».

Вскоре обнаружился дрейф льдины, на которой располагался лагерь исследователей. Начались ее странствования в районе Северного Полюса, затем льдина устремилась на юг со скоростью 20 км в сутки.

Через месяц после высадки папанинцев на льдину (так окрестили отважную четверку во всем мире), когда в Кремле состоялась торжественная встреча участников Первой в мире воздушной экспедиции на Северный полюс, был зачитан указ о присуждении О.Ю.Шмидту и И.Д.Папанину званий Героя Советского Союза, остальные участники дрейфа были награждены Орденами Ленина. Льдина, на которой располагался лагерь папанинцев, через 274 дня превратилась в обломок шириной не более 30 метров с несколькими трещинами.

Принято решение об эвакуации экспедиции. Позади остался путь в 2500 км по Северному Ледовитому океану и Гренландскому морю. 19 февраля 1938 года полярников сняли со льдины ледоколы «Таймыр» и «Мурман». 15 марта полярники были доставлены в Ленинград.