Легкий самолет «Омега».
Разработчик: Грацианский
Страна: СССР
Первый полет: 1933 г.
«Омега» — легкий двухместный самолет. Был построен на Харьковском авиазаводе в феврале 1933 года инженером-летчиком Алексеем Николаевичем Грацианским, впоследствии Героем Советского Союза, известным полярником, и заслуженным летчиком-испытателем и инженером Мельниковым. На всесоюзном конкурсе этому проекту была присуждена первая премия.
«Омега» представлял собой низкоплан оборудованный двигателем НАМИ-65 (М-23), впоследствии смененным из-за вибраций на «Walter» мощностью 60 л.с.
Фюзеляж — форменный, сварной из стальных труб. Крыло большого удлинения (l = 9), однолонжеронное с фанерной обшивкой. Консоли складывались при хранении и перевозке вдоль фюзеляжа. По всей задней кромке крыла были сделаны щелевые элероны-закрылки. Оперение — цельнодеревянное, стабилизатор — с изменяемым в полете углом установки. Сиденья — рядом; управление- двойное.
Испытания «Омеги» проводил летчик Б.Н.Кудрин. Самолет показал хорошие летные качества, был не сложен в управлении, допускал выполнение фигур высшего пилотажа. Самолет передали в Полтавскую школу Осоавиахима, где он и применялся долгое время. Серийно самолет не строился.
ЛТХ:
Модификация: Омега
Размах крыла, м: 11,00
Длина самолета, м: 7,50
Высота самолета, м: 2,80
Площадь крыла, м2: 13,40
Масса, кг
-пустого самолета: 500
-максимальная взлетная: 760
Тип двигателя: 1 х ПД «Walter»
-мощность, л.с.: 1 х 60
Максимальная скорость, км/ч: 170
Крейсерская скорость, км/ч: 145
Практическая дальность, км: 1000
Практический потолок, м: 4500
Экипаж, чел: 2.
Легкий самолет «Омега».
Легкий самолет «Омега».
А.Н.Грацианский (второй справа) и его коллеги возле самолета «Омега». 1933 г.
Самолет «Омега». Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
ХГАПП. Харьковский авиационный завод: История, современность, перспективы.
Ksamc.com. История ХГАПП.