Легкий многоцелевой самолет ОКА-38 «Аист».

Разработчик: ОКБ Антонова
Страна: СССР
Первый полет: 1940 г.

В начале 1940 года во время поездки группы советских авиаспециалистов в Германию среди различных образцов авиатехники им был показан трехместный многоцелевой самолет Fi-156 «Schtorch». На берлинском аэродроме машину демонстрировал лично начальник техотдела министерства авиации генерал Э.Удет. Он пригласил главу советской делегации И.Ф.Тевосяна в кабину готового к полету самолета, занял место пилота и после очень короткого разбега (около 50 м) поднял машину в воздух. Сделав несколько крутых виражей, Удет мастерски посадил «Шторьх» прямо на стоянку. Самолет понравился Тевосяну и позже немцы подарили его СССР.

Fi-156 «Schtorch».

Вскоре вместе с закупленными в Германии истребителями и бомбардировщиками в Москву на Центральный аэродром им.Фрунзе прибыл и «Schtorch». Авиатехника была тщательно изучена, испытана в НИИ ВВС и в аэродинамических трубах ЦАГИ. Советские специалисты пришли к выводу, что новые МиГи, Яки и др. не хуже, а в чем-то даже превосходят немецкие самолеты. И только такой «стрекозы», как Fi-156, в СССР не оказалось. Под впечатлением его выдающихся взлетно-посадочных характеристик И.В.Сталин дал указание срочно выпустить подобный самолет. А.С.Яковлев, в то время замнаркома авиапромышленности по опытному самолетостроению, рекомендовал для выполнения этого задания ведущего инженера своего ОКБ О.К.Антонова. Олег Константинович был назначен главным конструктором небольшого КБ на ленинградском заводе № 23 — одном из старейших авиапредприятий в стране.

В марте 1940 года он выехал в город на Неве, где его уже ждал перелетевший из Москвы «Schtorch». Возглавив новый коллектив, Антонов блестяще справился с заданием и в сентябре ОКА-38, советский вариант Fi-156, был построен.

Самолет повторили с небольшими изменениями, сохранив даже название «Аист». Помимо многоцелевой машины, получившей обозначение СС (самолет связи), создали и санитарную — самолет № 2. Первый предполагалось использовать для связи, перевозки людей, мелких грузов, разведки и корректировки артогня, второй — для перевозки двух раненых на носилках и одного сидя.

Госиспытания СС в НИИ ВВС закончились успешно, и незамедлительно последовало решение о его серийном выпуске на заводе № 365 НКАП в Каунасе. Выбор был не случайным — ранее там строились литовские самолеты ANBO сходной конструкции. В марте 1941 года Антонова назначили главным конструктором этого предприятия. Вскоре в сборочном цехе стояло несколько «Аистов», готовых к полетам. Однако в столь счастливо начавшуюся судьбу первого антоновского самолета вмешалась война. 22 июня при бомбежке каунасского аэродрома все СС были уничтожены. Олег Константинович вернулся в Москву и работы по ОКА-38 больше не возобновлял.

Конструкция ОКА-38 смешанная. Ферменный фюзеляж выполнен заподлицо с килем из стальных (ЗОХГСА) сваренных между собой труб. Каркас двухлонжеронного крыла и стабилизатора — деревянный. Обшивка везде полотняная, предкрылки — дюралевые. Прямоугольное в плане крыло имеет профиль ЦАГИ Р-НС. При отклонении щелевого закрылка в посадочное положение (40°) элероны автоматически опускались на 15°. Конструкция узлов навески крыла позволяла складывать консоли на стоянке путем поворота их назад вдоль оси фюзеляжа. Стабилизатор переставной с изменяемым в полете углом установки. Для сохранения эффективности рулей высоты при больших отклонениях вверх на их нижней поверхности под небольшим отрицательным углом устанавливались дюралевые подкрылки.

На ОКА-38 устанавливался шестицилиндровый перевернутый рядный мотор воздушного охлаждения МВ-6. Он представлял собой лицензионную версию французского двигателя «Bengali» фирмы «Renault» и с 1935 года серийно выпускался на Воронежском авиамоторном заводе. МВ-6 для поддержания мощности до расчетной высоты 2000 м оснащался приводным центробежным нагнетателем. На «Аисте» использовался деревянный двухлопастный винт фиксированного шага диаметром 2,44 м. Четыре топливных бака общей емкостью 140 л размещались в межлонжеронном пространстве крыла.

Описание самолета.

По схеме ОКА-38 представлял собой подносный моноплан с высоким расположением крыла. Конструкция самолета смешанная, с полотняной обшивкой.

Фюзеляж был ферменным, сваренным из стальных труб. В средней части фюзеляжа размещалась длинная узкая кабина, в которой друг за другом располагались пилот и два пассажира или наблюдатель со стрелком. Дверь для входа б кабину находилась с правой стороны фюзеляжа. Оригинальный фонарь обеспечивал прекрасный обзор вниз, что было крайне важно для разведчика.

Крыло двухлонжерснное, деревянное, с V-образным подкосом из стальных труб каплевидного сечения имело мощную механизацию, состоявшую из фиксированного дюралевого предкрылка, щелевого закрылка и зависающего элерона. При отклонении закрылка в посадочное положение, то есть на 40°, элероны автоматически опускались вниз на 15°. Профиль крыла по конфигурации напоминал наш Р-11. В межлонжеронной части крыла размещались четыре топливных бака.

Оперение также имело подносную деревянную конструкцию и по форме в плане несколько отличалось от самолета Fi-156 «Schtorch».

Силовая установка — шестицилиндровый рядный мотор воздушного охлаждения МВ-6, в то время как на «Шторхе» стоял восьмицилиндровый V-образный перевернутый «Argus» также воздушного охлаждения. МВ-6 появился в нашей стране в конце 30-х годов, как лицензионное воспроизведение французского мотора «Renault», выпускался небольшими партиями, устанавливался на легкомоторных самолетах Яковлева, Москалева и других конструкторов, но распространения не получил. На «Аисте» использовался деревянный моноблочный винт фиксированного шага.

Шасси пирамидальной конструкции с жидкостно-газовой амортизацией, имевшей большой ход. Колеса — тормозные, с пневматиками низкого давления.

ЛТХ:

Модификация: ОКА-38
Размах крыла, м: 14,28
Длина, м: 10,25
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 26,00
Масса, кг
-пустого самолета: 927
-максимальная взлетная: 1343
Тип двигателя: 1 х ПД МВ-6
-мощность, л.с.: 1 х 240
Максимальная скорость, км/ч: 173
Крейсерская скорость, км/ч: 142
Практическая дальность, км: 520
Практический потолок, м: 4400
Экипаж, чел: 1.

1.ОКА-38 (СС) перед испытаниями. 1940 г.

Легкий многоцелевой самолет ОКА-38 «Аист» (СС) перед испытаниями. 1940 г.

1а.ОКА-38 (СС) перед испытаниями. 1940 г.

Легкий многоцелевой самолет ОКА-38 «Аист» (СС) перед испытаниями. 1940 г.

2.ОКА-38 (СС) перед испытаниями. 1940 г.

Легкий многоцелевой самолет ОКА-38 «Аист» (СС) перед испытаниями. 1940 г.

4.ОКА-38 (СС)

Легкий многоцелевой самолет ОКА-38 «Аист» (СС) перед испытаниями. 1940 г.

3.ОКА-38. Вид спереди.

ОКА-38. Вид спереди.

4а.ОКА-38 (СС) с двигателем МВ-6.

ОКА-38 (СС) с двигателем МВ-6.

5.ОКА-38 (СС) в цехе завода № 23.

ОКА-38 (СС) в цехе завода № 23.

6.ОКА-38 (№2) на лыжном шасси.

Самолет ОКА-38 (№2) на лыжном шасси.

7.Санитарный отсек ОКА-38 (№ 2).

Санитарный отсек ОКА-38 (№ 2).

7а.Санитарный отсек ОКА-38 (№ 2).

Санитарный отсек ОКА-38 (№ 2).

8.Fi-156 Schtorch в ангаре НИИ ВВС.

Немецкий легкий самолет Fi-156 «Schtorch» в ангаре НИИ ВВС.

Проекции ОКА-38 (СС). Рисунок.

11.Проекции ОКА-38 (СС). Рисунок.

Проекции ОКА-38 (СС). Рисунок.

ОКА-38 (СС). Чертеж.

12.ОКА и Физлер. Схема.

ОКА и Физлер. Схема.

14.ОКА-38. Схема 2.

ОКА-38 (СС). Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Авиация и Время. Вячеслав Заярин. Аист не всегда Schtorch.
О.К.Антонов. Девять раз с начала.
Аэрофакт. Крыло «Шторьха».
Моделист-Конструктор. Вячеслав Кондратьев. Самолет ОКА-38 «Аист».