Планер ОКА-6 «Город Ленина».

Разработчик: О.К.Антонов
Страна: СССР
Первый полет: 1930 г.

Одноместный рекордный планер-паритель конструкции О.К.Антонова был построен в Ленинграде в 1930 году. «Город Ленина» — первый из серии рекордных планеров О.К.Антонова.

Схема планера представляла собой моноплан-парасоль с V-образными подкосами. Фюзеляж обычной формы был заменен обтекаемой гондолой, переходящей в хвостовую балку овального сечения, на которой располагалось расчаленное 4-мя тросами оперение.

Конструкция крыла имела два коробчатых лонжерона с фрезерованными раскосами и распорками, расположенных на 20% и 50% хорды крыла. Обшивка, подкрепленная многочисленными стрингерами, была настолько жесткой, что выдерживала вес стоящего на крыле человека. Элероны размахом 5,6 м состояли из двух самостоятельных частей, из которых основная имела дифференциальный ход (вниз меньше чем вверх), а внешняя — обратный. Внешняя часть элерона играла роль воздушного тормоза на конце крыла.

Киль составлял одно целое с хвостовой балкой и к нему подвешивался руль направления. Руль высоты эллиптической формы в плане с компенсацией в 22% был размещен впереди руля направления.

Суммарное сопротивление гондолы с балкой и расчалками было меньше сопротивления фюзеляжа обычной формы ввиду меньшей величины поверхности трения. Особое внимание обращалось на уменьшение вредного сопротивления — планер не имел ни одного наружного кабанчика у рулей и элеронов. Были тщательно перекрыты все щели, запускной крюк выполнен заподлицо с наружной обшивкой и даже применен убирающийся в полете костыль.

Модель планера в 1/5 натуральной величины продувалась в аэродинамической трубе авиафакультета Ленинградского политехнического института.

Планер «Город Ленина» был представлен на VII ВПС, где озадачил техком слета. Очень многим длинная хвостовая балка планера показалась слишком ненадежной, хотя конструктор и доказывал, что «все просчитано». Разрешение на полет было дано председателем техкома Сергеем Владимировичем Ильюшиным. Планер «Город Ленина» стал лучшим планером VII ВПС по аэродинамическим характеристикам и был охарактеризован как новое слово в советской планерной конструкторской мысли. Первый полет выполнил летчик А.К.Иоост.

Полеты в районе Феодосии и Коктебеля подтвердили хорошие парящие свойства и управляемость этого планера. Планер «Город Ленина» пилотируемый К.К.Арцеуловым показал наивысшее из всех участвовавших в VII ВПС планеров аэродинамическое качество — 24 и наименьшую скорость снижения — 0,68 м/с.

Однако последний полет планера закончился неудачей. Летчик А.К.Иоост сделал попытку облететь вокруг Карадага. Ему пришлось лететь против сильного ветра (13 м/с). В районе Золотых Ворот планер вынужденно приводнился и затонул, а пилот вплавь добрался до берега. Впоследствии планер был поднят из моря.

ЛТХ:

Длина, м: 6,95
Размах крыла, м: 19,8
Площадь крыла, м2: 18,2
Удельная нагрузка, кг/м2: 17
Удлинение: 21,5
Профиль крыла: Прандтль-549
Масса, кг: 230.

Планер ОКА-6 «Город Ленина» в полете.

Планер ОКА-6 «Город Ленина» в полете.

Планер ОКА-6 «Город Ленина» в полете.

planer-gorod-lenina-risunok

ОКА-6 «Город Ленина». Рисунок.

2.ОКА-6 Город Ленина. Схема

ОКА-6 «Город Ленина». Схема.

.

.

 Список источников:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.
В.В.Гончаренко. Были крылатой горы.
Сайт «ScaleModels.ru». Первые планеры О.Антонова.