VII Всесоюзные планерные состязания 1930 года.

В слете 1930 года принимали участие 18 организаций ОСОАВИАХИМа с 27 планерами и общим числом участников в 218 человек. Предварительно о порядке проведения VII ВПС было выпущено положение, опубликованное в журнале «Самолет» №№ 8-9 за 1930 год. Всего на слете было выполнено 4127 полетов общей продолжительностью 100 ч. 26 мин. Руководил VII ВПС С.В.Ильюшин.
По инициативе технического комитета были проведены сравнительные летные испытания планеров-парителей для оценки их аэродинамического качества.

Этот слет был первым, на котором удалось развернуть в сравнительно большом масштабе учебную работу.

Соответственно задачам все участники были разбиты на три группы:
— группу первоначального обучения;
— учебно-парящую группу;
— экспериментально-парящую группу.

Группа первоначального обучения состояла из 81 ученика. Подготовка проводилась на планерах ИТ-4, «БУМ», «Фламинго», «Севастопольский» и «Стандарт». Планеров было 10. Лучшим из них по летным данным оказался «Стандарт» ленинградской организации ОСОАВИАХИМа, конструкции молодого инженера, в будующем известного авиаконструктора О.К.Антонова.
Планер ИТ-4 был известен еще с IV ВПС и сыграл в свое время большую роль в становлении учебного планеризма в СССР.
Планер «БУМ» был простроен киевлянами по немецкой брошюре с небольшими отклонениями от нее применительно к отечественным материалам.
На двух крымских планерах: «Фламинго» конструкции Шарапова и «Севастопольский» конструкции братьев Нюхтиковых, несмотря на их невысокие аэродинамические качества, на слете была проделана значительная учебная работа.

Звание пилота-планериста присваивалось только ученикам, грамотно совершившим полет с двумя разворотами на 90° («змейка»), при этом особое внимание обращалось на технику взлета и посадки, в среднем такой полет длился около 1,5 мин. В процессе обучения было определено необходимое число полетов для подготовки ученика по такой методике (от 30 до 40). В группе первоначального обучения было выполнено 3495 полетов общей продолжительностью 30 ч. 24 мин. На VII ВПС был подготовлен 61 пилот-планерист.

В учебно-парящей группе обучалось 46 человек, но после проверочных полетов 15 человек из-за слабой летной подготовки были отчислены. Планеров было пять. В качестве учебных применялись в основном планеры Г-2бис, которых в группе было четыре и Симферопольский планер «Бриз». Затем обучение продолжилось на планерах Г-2бис с постепенным подъемом места старта на склонах горы Клементьева, при этом осваивались развороты на 180°.

Каждый ученик произвел от 12 до 15 таких полетов. Экзамен заключался в наборе высоты над точкой взлета, полете в течении 15-25 мин и посадке на вершине горы. После сдачи экзамена давались дополнительные тренировочные полеты на Г-2бис и ознакомительные на планерах Г-7 и «Гамаюн». В учебно-парящей группе 19 человек сдали экзамен на звание пилота-парителя.

.

.

Источник:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.