Экспериментальный самолет Ту-2П.

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1949 г.0.Ту-2П.

Бомбардировщик Ту-2 был использован для отработки крупнокалиберных авиационных пушек, предназначавшихся, главным образом, для борьбы с самолетами-бомбардировщиками. Первое такое орудие РШР со сменными стволами калибра 57 и 45 мм создали конструкторы С.Е.Рашков, В.Е.Шенцов и С.С.Розанов. Длина пушки была столь велика, что ее казенную часть с боезапасом пришлось размещать в грузовом отсеке Ту-2 (заводской № 26/46 завода № 23). Поскольку это была летающая лаборатория, то остальное вооружение бомбардировщика демонтировали, сократив экипаж до двух человек. Причем штурман располагался в задней кабине. Заводские летные испытания (летчик В.П.Марунов) орудия проходили с 9 декабря 1946 года по 28 февраля 1947 года. Весной того же года самолет передали в НИИ ВВС. Испытания заняли чуть больше месяца, но орудие так и осталось в разряде опытных.

К лету 1948 года в ОКБЛ-46 Министерства вооружения под руководством Е.В.Чарнко была создана автоматическая авиационная пушка Ч-21П калибра 57/76 мм. 12 июня того же года было подписано постановление Совета Министров о создании на базе бомбардировщика Ту-2 в ОКБ-30 А.П.Голубкова экспериментального самолета под установку двух таких орудий.

Самолет, получивший обозначение Ту-2П, предназначался для определения эффективности применения этого оружия при стрельбе по воздушным и наземным целям, а также поведения машины в воздухе.

Пушки с электропневматическим управлением стрельбой и перезарядкой установили параллельно строительной горизонтали фюзеляжа таким образом, чтобы их казенные части располагались в грузовом отсеке. При этом стволы орудий проходили под полом передней кабины экипажа. Для стрельбы предусмотрели прицел АСП-1Н, закрепленный на телескопической штанге.

Начальная скорость снаряда пушки в зависимости от калибра (57 или 76 мм) составляла соответственно 1087 или 920 м/с при весе осколочно-фугасного снаряда (ОФЗТ) 2,485 и 4,735 кг. Темп стрельбы — 80 и 70 выстрелов в минуту соответственно. Патроны весили соответственно 6,5 и 9 кг. Боекомплект орудий не превышал 15 патронов на ствол.

Для установки орудий пришлось усиливать каркас носовой части фюзеляжа, а в грузовом отсеке крепить дополнительные боковые подкосы в районе 12-го шпангоута и изготавливать новые створки грузового люка с учетом габаритов казенной части пушки, а крепление их осуществлялось с помощью винтов. При этом гидропривод створок демонтировали.

Кроме этого изменили системы бензопитания и нейтрального газа. Пришлось снять бак № 1 и отключить бак № 2. В результате емкость топливных баков сократилась до 2390 литров. Фактически на самолете образовались две самостоятельные группы баков, соединявшихся общей магистралью с перекрытым краном.

Заводские летные испытания Ту-2П без стрельбы из орудий (ведущий летчик Я.Г.Пауль) проходили с 18 по 27 января 1949 года. За тот период выполнили одиннадцать полетов, не выявивших каких либо аномалий в поведении самолета.

К стрельбам в воздухе приступили с середины июня, после соответствующих наземных испытаний и продолжали до конца сентября 1949 года. Испытания показали отсутствие деформаций планера после стрельб. При этом оценить изменение скорости машины не представилось возможным, из-за воздействия пороховых газов на приемник воздушного давления самолета.

Отчет о заводских испытаниях с рекомендацией предъявления Ту-2П на государственные испытания утвердили в начале декабря 1949 года. Как они проходили и с каким результатом установить пока не удалось, но известно, что главное орудие 4-21П так и осталось в опытных экземплярах.

ЛТХ:

Модификация: Ту-2П
Размах крыльев, м: 18,86
Длина, м: 13,80
Высота, м: 4,55
Площадь крыла, м2: 48,80
Масса, кг
-пустого самолета: 8404
-максимальная взлетная: 12720
Тип двигателя: 2 х ПД АШ-82ФН
-мощность, л.с.: 2 х 1850
Максимальная скорость, км/ч: 550
Практическая дальность, км: 2250
Практический потолок, м: 9350
Экипаж, чел: 4
Вооружение: 2 х 57 (76)-мм пушки Ч-21П.

1.Ту-2П

Экспериментальный самолет Ту-2П.

2.Ту-2П.

Экспериментальный самолет Ту-2П.

3.Схема размещения пушек Ч-21П на Ту-2П.

Схема размещения пушек Ч-21П на Ту-2П.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ».
Сайт «Уголок неба». 2014 страница: «Туполев Ту-2П».