Пауль Яков ГеоргиевичПауль Яков Георгиевич (1896-1977).

Летчик-испытатель, капитан.

Родился 14 (2) мая 1896 года в селе Штрекерау Ровенского района Саратовской губернии. Окончил Камышинское реальное училище.
С 1916 года в Русской Императорской Армии.
В 1916 году окончил авиационные курсы при Петроградском политехническом институте.
В 1917 году окончил Севастопольскую офицерскую школу авиации. Участник Первой Мировой войны. Унтер-офицер.
С января 1918 года в Красной Армии. Участник гражданской войны. На «Фармане-30» участвовал в боях против Колчака на Урале и в Сибири. Инструктор Высшей московской школы красных военных летчиков.
В 1925 году, после расформирования Московской школы краснвоенлетов, Пауль уехал в Среднюю Азию травить саранчу. Летал на легком самолете «Конек-Горбунок» с механиком — М.В.Водопьяновым. Окончил вечернее отделение Тимирязевской академии.
15 ноября 1925 года Я.Г.Пауль поднял построенный на авиазаводе №1 бомбардировщик 2Б-Л1 в воздух и совершил 20-минутный полет по кругу. В дальнейшем совместно с К.К.Арцеуловым провел испытания этого самолета.
В 1929 году принимал участие в боях с басмачами в Средней Азии.
В конце двадцатых годов Яков Георгиевич пришел работать в «Добролет» и стал летать на пассажирском самолете Junkers F-13 на линии Москва — Ташкент. В одном из полетов фюзеляж его самолета был поврежден винтом и шасси сопровождающего самолета (пилот — Э.И.Шварц). Паулю удалось успешно долететь и совершить посадку в Ташкенте.
С 1932 года — на летно-испытательной работе на авиазаводе №81 (Тушино). Здесь он испытывает серийные самолеты «Сталь-2», ДИ-6 (1938 г.). 30 апреля 1933 поднял в небо и провел испытания «Сталь-3» А.И.Путилова.
В декабре 1938 года Я.Г.Пауль был уволен с авиазавода «по сокращению штатов» (как бывший унтер-офицер царской армии). Работал лесником в Беловежской Пуще (Белоруссия).
С 1940 года вновь на летно-испытательной работе на авиазаводе № 81. Испытывает серийные самолеты ББ-22 (Як-2).

28 декабря 1940 года в испытательном полете на бомбардировщике ББ-22 Я.Пауль и В.Молочаев выполняли «скоростные площадки» для замера максимальной скорости, пробыв в воздухе один час пять минут. К истечению этого времени они полагали, что в баках их самолета остается еще минут на 15 бензина, но над аэродромом горючее неожиданно иссякло, и моторы остановились один за другим. Опытнейший летчик Пауль сумел круто развернуть скоростной и строгий самолет к летному полю и не свалиться при этом «в безмоторном полете» в штопор. С остановленными моторами ББ-22 планировал, что называется, камнем и хотя летчик сократил путь, зайдя наискось к посадочной полосе, нескольких метров высоты все же не хватило, чтобы перетянуть забор аэродрома. Самолет влетел на аэродром, пробив брешь в колючей проволоке…

В период с 1941 года до конца 40-х годов — летчик-испытатель авиазавода № 166 (г. Омск). Проводил испытания серийных Ту-2 (1942-1943 гг.), Як-7 и Як-9 (1943-1945 гг.).

Жил в Москве. Умер 22 мая 1977 года. Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.

Награды:
-орден Ленина (19.08.1944 г.);
-орден Боевого Красного Знамени (27.06.1929 г.);
-орден Отечественной войны 1-й степени (29.04.1944 г.);
-орден Красной Звезды (28.10.1967 г.);
-медали.

Яков Пауль. Студент Императорского лесного института. 1914 г.

Яков Пауль. Студент Императорского лесного института. 1914 г.

Удостоверение летчика-испытателя 1-го класса Я.Г.Пауль.

Удостоверение летчика-испытателя 1-го класса Я.Г.Пауль.

.

.

Список источников:
И.И.Родионов. Хронология авиации.
И.И.Шелест. Лечу за мечтой.
И.И.Шелест. С крыла на крыло.