Учебно-тренировочный самолет У-8 «Конек-Горбунок».

Разработчик: В.Н.Хиони
Страна: СССР
Первый полет: 1923 г.1.Самолет Конек-Горбунок.

В декабре 1922 года Совет Труда и Обороны Российской Республики утвердил трехлетнюю программу восстановления авиационной промышленности. Часть средств была выделена для работы бывшего самолетостроительного завода А.А.Анатра в Одессе. Это национализированное предприятие получило статус Государственных авиационных мастерских № 7 (ГАМ № 7). Конструкторскую работу в мастерских возглавлял летчик-испытатель завода Анатра — В.Н.Хиони. Используя старые заделы самолетов «Анаде» и «Анасаль», в 1923 году в мастерских построили учебный самолет У-8 (Хиони № 5), получивший также название «Конек-Горбунок». Самолет неплохо летал, были к нему и стосильные двигатели «Fiat», поэтому достаточно легко решился вопрос с серийной постройкой.

Серия в 31 самолет была закончена к осени 1924 года. С 13 октября того же года приступила к работе комиссия по приемке машины. На момент начала работы комиссии только 19 «Коньков-Горбунков» были укомплектованы двигателями, а остальные 15 — разобраны и упакованы в ящики.

Заключение комиссии гласило, что серийный самолет вполне удовлетворяет техническим требованиям и «…может быть принят на снабжение Воздушного Флота в качестве школьного аппарата первоначального обучения.» Передача в эксплуатацию самолетов шла с поступлением денежных средств от трудящихся, членов Общества Друзей Воздушного Флота. Поэтому на некоторых машинах в соответствии с бытовавшей тогда традицией были нанесены надписи, раскрывавшие «владельцев». Так появились машины «Ивановец», «Харьковский житлокооп» и другие. Самолеты с такими названиями использовались в агитационных полетах, на авиационных неделях и праздниках. Однако как учебный «Конек-Горбунок» оказался недостаточно пригодным. Тем более, что в Петрограде, на заводе «Красный летчик» уже шла серия удачных учебных самолетов У-1.

Вскоре поступило предложение использовать новую машину как самолет-аэропыл для борьбы с саранчой и другими сельскохозяйственными вредителями. Здесь «Конек-Горбунок», прекрасно себя зарекомендовал и пролетал до конца 20-х годов. Вот как вспоминал о таких полетах знаменитый советский летчик Михаил Водопьянов: «В 1929 г. я впервые полетел в экспедицию по борьбе с саранчой не как бортмеханик, а как летчик. Больше того, как командир истребительного отряда, состоявшего из двух самолетов… Самолеты у нас были «Коньки-Горбунки» (…) Мы получили задание запылить на берегу Азовского моря (в Кубанской области) пять тысяч гектаров, зараженных саранчой плавней и налетать сто летных часов. Полеты по опылению производились только утром и вечером — при росе. Если бы летали днем, когда нет росы, яд с камыша сыпался бы на землю. Порошок очень мелкий, при росе он садится на камыш ровным тонким слоем. Саранча, поедая камыш вместе с ядом, через некоторое время подыхает.» В тот год только отряд Водопьянова налетал более двухсот часов и уничтожил саранчу на одиннадцати тысячах гектаров. «Коньки-Горбунки» таким образом вошли в историю отечественной авиации как первые сельскохозяйственные самолеты.

Конструкция машины стандартная для начала 20-х годов — деревянный каркас фюзеляжа и крыльев, обтянутый полотном. Хвостовое оперение и элероны из стальных труб. Причем элероны на некоторых «Коньках-Горбунках» были выполнены по типу самолетов «Лебедь», с характерным перегибом, увеличивающим жесткость.

Капот двигателя «Fiat» (100 л.с.) алюминиевый, борта первой кабины и гаргрот — из фанеры. Воздушный винт «Интеграл» диаметром 2,7 м. Киль самолета для парирования реактивного момента воздушного винта повернут влево на 1,5°.

Шасси из стальных труб каплевидного сечения с резиновой шнуровой амортизацией. Колеса, как правило, без обтекателей, с открытыми спицами. Костыль деревянный, ясеневый, ориентирующийся.

Топливные баки крепились под верхними плоскостями. Первоначальная емкость баков 45 л была впоследствии уменьшена в связи с недостаточной жесткостью — до 40,5 л.
В случае использования самолета для работ по опылению, в передней кабине снималось второе управление и ставился контейнер для химикатов, соединенный через пол кабины с аэропылом. Окрашены все самолеты, за исключением первого опытного, в зеленый цвет, что и было отмечено в акте приемочной комиссии.

В заключение хочется сказать, что «Конек-Горбунок» явился последним российским самолетом, в названии которого использована сказочно-былинная тема. До него применялись следующие названия: «Ковер-самолет» В.А.Татаринова (проект), «Жар-птица» (название газетной статьи о самолете А.Ф.Можайского), «Святогор» В.А.Слесарева и, конечно, «Русский витязь» и «Илья Муромец» И.И.Сикорского. Впоследствии эту традицию попытался возобновить О.К.Антонов в своих гигантских транспортниках, назвав их «Антей» и «Руслан». Но это уже совсем другая история…

ЛТХ:

Модификация: У-8
Размах крыла, м
-верхнего: 11,46
-нижнего: 10,00
Длина, м: 7,80
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 37,00
Масса, кг
-пустого самолета: 659
-нормальная взлетная: 950
Тип двигателя: 1 х ПД «Fiat»
-мощность, л.с.: 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч: 125
Практическая дальность, км: —
Cкороподъемность, м/мин: 100
Практический потолок, м: 3500
Экипаж, чел: 2
Серия: 31 экз.

4.Самолет Конек-Горбунок. 1923 г.

Самолет У-8 «Конек-Горбунок». 1923 г.

1.Сельскохозяйственный самолет Конек-горбунок конструкции Хиони в ходе подготовки к полету по борьбе с саранчой.

Самолет «Конек-горбунок» с аэропылом, в ходе подготовки к полету по борьбе с саранчой.

3.Конек-Горбунок с аэропылом на борьбе с саранчой. Дагестан. 1929 г.

Самолет «Конек-Горбунок» с аэропылом на борьбе с саранчой. Дагестан. 1929 г.

5.У-8 Ивановец на лыжном шасси

У-8 «Конек Горбунок», приобретенный на средства рабочих г.Иванова, на лыжном шасси.

6.У-8 Конек-Горбунок

У-8 «Конек-Горбунок».

7.У-8 Харьковский житлокооп.

У-8 «Харьковский житлокооп».

7а.Жители одного из северных поселков у самолета Конек Горбунок.

Жители одного из северных поселков у самолета У-8 «Конек Горбунок».

У-8 «Конек Горбунок». Рисунок.

8.У-8 приобретенный на средства рабочих г.Иванова.Рисунок

У-8 приобретенный на средства рабочих г.Иванова. Рисунок.

8а.Конек Горбунок. Схема 1.

У-8 «Конек-Горбунок». Схема 1.

9.Конек Горбунок. Схема 2.

У-8 «Конек-Горбунок». Схема 2.

10.Конек Горбунок. Схема 3.

У-8 «Конек-Горбунок». Схема 3.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
И.Шелест. «Лечу за мечтой».
Крылья Родины. Михаил Маслов. Конек-Горбунок.
Сайт «Уголок неба». 2015 страница: «Хиони У-8».