0.Хиони Василий Николаевич

Хиони Василий Николаевич (1882-1938).

Хиони Василий Николаевич — пилот, авиационный конструктор.

Родился 28 февраля 1882 года в столице Греции – Афинах. Члены его семьи – выходцы из острова Хиос, в течение XIX века занимали видное положение среди греков Одессы. Здесь в конце XIX века спорт и технический прогресс поощрялись и поддерживались. В многонациональном городе авиацией увлекался итальянец Артур Антонович Анатра – крупный одесский экспортер, предприниматель и банкир. Развитие авиации стало делом всей его жизни.

В.Н.Хиони, приехав в Одессу, некоторое время занимался аграрными закупками, затем «заболел» авиацией. При помощи А.А.Анатры в 1908-1910 гг. он обучался во Франции, в летной школе «Антуанетт». Здесь овладевал искусством постройки и управления аэропланами.
4 октября 1910 года В.Н.Хиони получил лицензию пилота № 250. На 1 января 1911 года пилотские свидетельства имели 540 авиаторов, которые проживали во многих странах мира. Среди них было 39 россиян, входил в этот список пилотов под номером 21 и Василий Николаевич Хиони.

Вернувшись в Одессу, он активно участвовал в авиационной жизни города. Одесская газета «Спортивная жизнь» (№ 21 за 1911 г.) называла Хиони одним из лучших авиаторов.
1 августа 1911 года при Одесском аэроклубе была открыта авиационная школа с военным и гражданским классами. Руководить школой был назначен Василий Хиони. Школу полностью содержал председатель клуба А.А.Анатра. Старенький аэроплан «Фарман-4», на котором предстояло летать курсантам школы и брезентовый ангар типа «Бессоно» были куплены на его деньги. Кроме того, он ежемесячно выделял немалую сумму на содержание инструктора школы В.Н.Хиони и покупку горючего.

В декабре 1911 года, когда закончился учебный сезон в авиашколе, В.Н.Хиони совершил более 500 тренировочных, самостоятельных и показательных полетов. Свидетельство летчика-авиатора Одесской авиационной школы получили десять военных и три гражданских члена клуба.

Зимой 1910 года в Одессе после возвращения из Франции В.Н.Хиони, как и многие авиаторы того времени, начал постройку аэроплана собственной конструкции. Летом 1912 года закончил строительство и выкатил готовую машину из ворот ремонтных мастерских морского батальона. Аэроплан был назван «Хиони № 1». Самолет «Хиони-1» был построен в одном экземпляре и вошел в перечень конструкций первых отечественных самолетов. Самолет «Хиони-1» принимал участие в Конкурсе военных аэропланов 1912 года.

Василий Хиони продолжал свою конструкторскую и летно-испытательную деятельность в мастерских Одессы, где, кроме ремонта поврежденных и сборки иностранных самолетов, строились отечественные, опытные, оригинальные конструкции.

В 1913 году В.П.Невдачин и В.Н.Хиони в мастерских модифицировали аэроплан «Фарман-4», установив его на поплавки. Специально в демонстрационных целях самолет декорировали мелкими электрическими лампочками, питавшимися от батареи, по кромке крыльев и стойкам. Затем В.Н.Хиони и А.В.Шиуков совершили на этом самолете эффектные ночные полеты над Одессой. Нужно отдать должное летному мастерству пилотов, выполнявших посадки «Фармана» на воду в ночных условиях.
С 1913 года В.Н.Хиони – летчик-сдатчик (летчик-испытатель) Одесского самолетостроительного завода.

После отъезда Э.Декана из страны главным конструктором завода стал В.Н.Хиони. Революция, а затем вихрь Гражданской войны приостановили работу завода. Многие его специалисты, в том числе и А.А.Анатра, эмигрировали. В.Н.Хиони остался и продолжал все эти годы работать на заводе. В 1921 г. В.Хиони стал главным конструктором государственных авиамастерских.

В 1923 году в Одесских авиаремонтных мастерских № 7, созданных на базе бывшего завода Анатры, В.Н.Хиони спроектировал и построил учебно-тренировочный самолет У-8 (Хиони № 5) еще называли «Конек-Горбунок». Это был последний самолет, созданный талантливым конструктором. Самолет «Конек-Горбунок» до 1928 года был основным самолетом сельскохозяйственной авиации, успешно боролся с саранчой в различных районах страны.

Самолет У-8 Конек Горбунок.

Самолет У-8 «Конек Горбунок».

В 1928 году был учрежден орден Трудового Красного Знамени. В числе первых кавалеров нового ордена был Василий Николаевич Хиони.

Волна необоснованных репрессий, прокатившаяся по стране в тридцатых годах прошлого столетия, «накрыла» и В.Н.Хиони. 14 декабря 1937 года он был арестован органами НКВД. Ему было предъявлено обвинение в шпионаже в пользу Греции. Постановлением НКВД СССР и прокурора СССР от 11 февраля 1938 года на основании ст. 54-1а УК УССР он был приговорен к высшей мере наказания (расстрелу). Приговор приведен в исполнение 22 февраля 1938 года. В.Н.Хиони посмертно реабилитирован 6 мая 1958 года.

.

.

Список источников:
Сайт «Греки Украины». Елена Кузьминская-Полихрониди. Хиони Василий Николаевич.
П.Д.Дузь. История воздухоплавания и авиации в России (период до 1914 г.).
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.