Истребитель-перехватчик МиГ-21ФЛ.

Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1964 г.

МиГ-21ФЛ (изделие 77) — экспортный вариант МиГ-21ПФ с увеличенным килем, упрощенным вариантом РЛС, двигателем Р-11Ф-300 или модификация, созданная специально по заказу Индии (как пишут некоторые источники) которые затем строилась там по лицензии с 1966 года. Самолеты МиГ-21ФЛ в Индии строились на заводе фирмы Хиндустан Эйрк-рафт ЛТД в Насике, а лицензионное производство двигателей конструкции Туманского было налажено в Корапуте. Первые МиГ-21ФЛ поступили на вооружение 28-й эскадрильи ВВС Индии. К декабрю 1971 года на новую технику было перевооружено восемь эскадрилий индийских ВВС.

В конце 1970-х, Индия начала приобретать самолеты MиГ-21M, , следовательно значительную часть своих устаревших МиГ-21ФЛ поместили на базы хранения.

Однако в середине 1980-х, эти ФЛ-ы были изъяты с баз хранения, доработаны в Индии до стандарта OFTU, Operational Flying Training Unit (оперативная летно-тренировочная часть) и стали продолжать службу.

Отличительной особенностью доработанных Миг-21ФЛ стало наличие четырех балочных держателей под крылом и антенна ответчика IFF-400 в носовой части.

В советских ВВС МиГ-21ФЛ упоминаются в 234 ГвИАП в частности в статье Геннадия Кузнецова «Секретно пилотажный авиаполк» напечатанной в журнале «Авиапарк» 3-2009 г.

Однако статья не дает ответа на вопрос: как и почему в 234 «показательно пилотажном» полку оказались самолеты МиГ-21ФЛ сделанные для Индии?

Ответ на этот вопрос мы нашли в статье Сергея Исаева «МиГ-21ФЛ в Кубинке», предоставим ему слово:

Известно, что МиГ-21ФЛ (изделие «77») — это модификация «позднего» МиГ-21ПФ, сделанная специально для Индии. Первые ФЛ отечественной постройки были отправлены в Индию в 1964 году. В 1966-1973 годах индийцы сами строили эти самолеты по советской лицензии (всего в Индии выпущено более 200 самолетов МиГ-21ФЛ).

В этой связи меня всегда интересовал вопрос: как и почему в 234-м «пилотажном» истребительном полку, дислоцированном в Подмосковье, оказались самолеты, сделанные для Индии?!

Ответ на давно мучавший меня вопрос я услышал осенью 2008 года от бывшего командира 234 гиап Геннадия Степановича Задвинского, который все свою летную карьеру (от летчика до зам. командира 9 иад) прослужил в Кубинке.

Но сначала немного истории.

В 1965 году разразился очередной конфликт между Индией и Пакистаном. Советское правительство предложило воюющим сторонам свои посреднические услуги для мирного решения конфликта. В январе 1966 года в Ташкенте прошли переговоры премьер-министра Пакистана Мохаммед Айюб Хана и премьер-министра Индии Лал Бахадур Шастри, посредником на которых выступал председатель Совета министров СССР А.Н.Косыгин.

После переговоров Индия и Пакистан подписали Ташкентскую декларацию, в соответствии с которой стороны согласились на прекращение конфликта. СССР выступал гарантом выполнения сторонами Ташкентской декларации.

В 1966 году для отправки в Индию была готова очередная партия МиГ-21ФЛ. СССР, как посреднику на мирных переговорах и гаранту соблюдения достигнутых договоренностей, было явно не с руки поставлять вооружение одной из сторон конфликта. Поэтому было принято решение (наверняка по согласованию с Индией) не отправлять эту партию в Индию.

В начале 1967 года не состоявшиеся «индийские» МиГ-21ФЛ были отправлены в Кубинку в 234-й гвардейский авиаполк. 2-я авиационная эскадрилья получила 14 таких самолетов. И уже 9 июля 1967 года семь МиГ-21ФЛ в строю «ракета», ведомые командиром 234 гиап полковником Медведевым Виктором Ивановичем, приняли участие в грандиозном воздушном параде в Домодедово.

Летом 1975 года самолеты МиГ-21ФЛ из Кубинки были переданы в Харьковское ВВАУ 810 УАП Чугуев 1-я и 2-я авиационная эскадрилья. Двигатели большей частью уже были Р-13-300. (После выработки ресурса двигателями Р-11Ф2-300 и Р-11Ф2С-300 вместо них разрешалось устанавливать двигатели Р-13-300 — на самолетах типа 76, 94 и 94Р по бюллетеням 21-1109ДМ-АБ и 95/107Э;)

МиГ-21ФЛ эксплуатировали в 810 УАП до 1981 года. Внешне МиГ-21ПФ от ФЛ отличался широким килем, (как на позднем ПФС) но закрылки были выдвижного типа без системы СПС.

ЛТХ:

Модификация: МиГ-21ФЛ
Размах крыла, м: 7,15
Длина, м: 14,10
Высота, м: 4,71
Площадь крыла, м2: 23,00
Масса, кг
-пустого самолета: 5150
-нормальная взлетная: 7750
-максимальная взлетная: 9080
-топлива: 2280
Тип двигателя: 1 х ТРДФ Р-11Ф2-300
Тяга нефорсированная, кгс: 1 х 6120
Максимальная скорость , км/ч
-на высоте: 2175
-у земли: 1300
Практическая дальность, км
-без ПТБ: 1600
-с ПТБ: 1900
Практический потолок, м: 19000
Макс. эксплуатационная перегрузка: 8
Экипаж, чел: 1
Вооружение: две УР «воздух-воздух» К-13 или Р-3С.

1.МиГ-21ФЛ ВВС Индии на стоянке.

МиГ-21ФЛ ВВС Индии на стоянке.

2.МиГ-21ФЛ ВВС Индии.

МиГ-21ФЛ ВВС Индии на стоянке.

3.МиГ-21ФЛ ВВС Индии на стоянках.

МиГ-21ФЛ ВВС Индии на стоянках.

4.МиГ-21ФЛ пилотажной группы Кубинки.

МиГ-21ФЛ пилотажной группы авиацентра в Кубинке.

5.МиГ-21ФЛ пилотажной группы Кубинки. 2

МиГ-21ФЛ пилотажной группы авиацентра в Кубинке.

6.Кабина пилота МиГ-21ФЛ

Кабина пилота МиГ-21ФЛ.

7.МиГ-21ФЛ ВВС Индии. Рисунок. 1

МиГ-21ФЛ ВВС Индии. Рисунок.

8.МиГ-21ФЛ ВВС Индии. Рисунок

МиГ-21ФЛ ВВС Индии. Рисунок.

МиГ-21ФЛ ВВС Индии. Рисунок.

Проекции МиГ-21ФЛ ВВС Индии. Рисунок.

10.Проекции МиГ-21ФЛ ВВС Индии. Рисунок 2.

Проекции МиГ-21ФЛ ВВС Индии. Рисунок.

.

.

Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965гг.
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Николай Якубович. Истребитель МиГ-21. Перехватчики и разведчики.
Сергей Исаев. МиГ-21ФЛ в Кубинке.
Геннадий Кузнецов. Секретно пилотажный авиаполк.
Сайт «Уголок неба». 2012 страница: «Микоян,Гуревич МиГ-21ФЛ».