Истребитель-перехватчик МиГ-21М.

Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1968 г.

Опыт эксплуатации МиГ-21ФЛ за рубежом позволил выявить как положительные, так и негативные стороны машины. Пилоты, отмечая высокую маневренность истребителя и легкость его управления, сетовали на слабость вооружения, в том числе и на отсутствие встроенных пушек, а также на примитивный прицел. Многие доработки пришлось делать уже в ходе войны во Вьетнаме. В то же время, идя навстречу пожеланиям развивающихся стран, во второй половине 1960-х годов ОКБ-155 приступило к проектированию многоцелевого МиГ-21М (получившего обозначение сначала как изделие «94М», затем «96»).

Конструкторы, сохранив двигатель Р-11Ф2С-300 и доработав радиолокационный прицел в вариант РП-21МА, значительно расширили состав вооружения истребителя. Прежде всего, в нижней части фюзеляжа разместили пушку ГШ-23Л с боезапасом 200 патронов, для чего пришлось пожертвовать одним топливным баком. При этом конструкцию фюзеляжа в районе шпангоутов №№ 11 — 16 пришлось изменить и усилить, используя новые узлы в качестве лафета орудия. Изменили расположение турбохолодильника системы кондиционирования кабины пилота.

В пространстве между обшивкой фюзеляжа и каналом воздухозаборника проложили тракт питания пушки патронами и отвода и сбора их звеньев. Перед обрезом стволов пушки фюзеляж обшили жаропрочным листом.

Для компенсации снизившейся дальности полета заменили накладной бак более объемным, таким же, как на МиГ-21С. Заимствовали и крыло с четырьмя узлами подвески. Кроме УР Р-3С в состав арсенала истребителя ввели, ранее запрещенные к поставкам за рубеж, ракеты РС-2УС. Коллиматорный прицел ПКИ-1 заменили на АСП-ПФ-21, отработанный на опытном Е-7М.

Номенклатура боевой нагрузки и количество ее вариантов значительно возросли. Кроме управляемых ракет могли применяться неуправляемые авиационные ракеты С-5 в блоках УБ-16 и УБ-32, а также С-24, авиабомбы калибра от 100 (до четырех на многозамковом бомбодержателе МБД-2-67) до 500 кг (на держателях БДЗ-60-21Д). Для фотоконтроля стрельбы предусмотрели прибор СШ-45-1-100-ОС, фиксировавший изображение на отражающем стекле прицела АСП-ПФ-21. Как и на МиГ-21М одновременное применение пушки и других видов вооружения было невозможно.

Дополнительное увеличение дальности достигалось подвеской трех 500-литровых или двух 500- и одного 800-литрового сбрасываемых баков, при этом на свободных узлах допускалось размещение как ракет, так и бомб.

Существенно доработали систему управления машины. Кроме автопилота АП-155 и новых рулевых агрегатов установили «ломающуюся» ручку управления в канале тангажа. Вообще-то ручка не ломалась, но внутри ее смонтировали четыре концевых микровыключателя, предназначенных для коммутации параметров работы автопилота. Эти микровыключатели срабатывали при положении ручки у упоров, улучшая управляемость самолетом. Естественно были и другие изменения, направленные на повышение эксплуатационной и боевой эффективности самолета.

Заводские летные испытания МиГ-21М начались в 1968 году и в этом же году завод № 30 построил первые девять машин, а в следующем — Болгария, ГДР, Египет, Польша, Сирия, Румыния, ЧССР и Югославия получили 195 самолетов. Из них больше всего пришлось на долю Египта — 61 истребитель.

ЛТХ:

Модификация: МиГ-21М
Размах крыла, м: 7,15
Длина, м: 14,90
Высота, м: 4,71
Площадь крыла, м2: 23,00
Масса, кг
-пустого самолета: 5350
-нормальная взлетная: 8200
-максимальная взлетная: 9300
-топлива: 2200
Тип двигателя: 1 х ТРДФ Р-11Ф2С-300
Тяга, кгс: 1 х 6175
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте: 2230
-у земли: 1300
Практическая дальность, км
-с ПТБ: 1420
-без ПТБ: 1050
Максимальная скороподъемность, м/мин: 12240
Практический потолок, м: 17300
Макс. эксплуатационная перегрузка: 8,5
Экипаж: 1
Вооружение: Встроенная 23-мм пушка ГШ-23Л (200 снарядов).
Макс. боевая нагрузка — до 1200 кг на 4 узлах подвески: до 4 х УР «воздух-воздух» К-13М, К-13, а также НАР в блоках УБ-16 или УБ-32 свободнопадающие бомбы различных типов калибром до 100 кг, зажигательные баки.

1..

Первый МиГ-21М, переданный индийским ВВС 14 февраля 1973 г.

2.МиГ-21М ВВС Индии

МиГ-21М ВВС Индии.

3.МиГ-21М ВВС Финляндии.

МиГ-21М ВВС Финляндии.

4.МиГ-21М ВВС Румынии.

МиГ-21М ВВС Румынии.

МиГ-21М ВВС Румынии.

4а.Пуск ракеты с МиГ-21М ВВС Румынии.

Пуск ракеты с МиГ-21М ВВС Румынии.

5.МиГ-21М ВВС ГДР.

МиГ-21М ВВС ГДР.

3.Миг-21М. Авиасалон в Бразилии.

Миг-21М. Авиасалон в Бразилии.

6.Кабина пилота МиГ-21М

Кабина пилота МиГ-21М.

7.МиГ-21М ВВС ГДР. Рисунок.

МиГ-21М ВВС ГДР. Рисунок.

8.МиГ-21М ВВС Бангладеш. Рисунок.

МиГ-21М ВВС Бангладеш. Рисунок.

9.МиГ-21М. Схема.

МиГ-21М. Схема.

.

.

Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965гг.
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Николай Якубович. Истребитель МиГ-21. Последние модификации.
Авиация и Время. Ефим Гордон. Созданный для боя.
Крылья Родины. Ефим Гордон. Рождение долгожителя.
Ефим Гордон, Владимир Климов. МиГ-21.
Крылья Родины. Э.Эгенбург. Сверхзвуковой реактивный «МиГ».