Неуправляемый реактивный снаряд С-24.

Разработчик: НИИ-1 (М.А.Ляпунов)
Страна: СССР
Серийное производство: 1960 г.

С-24 (индекс УВ ВВС — 9-А-357) — неуправляемая авиационная ракета предназначена для уничтожения техники и живой силы противника, разработана в филиале НИИ-1 под руководством М.А.Ляпунова.

ТТТ на разработку 280-мм авиационного реактивного снаряда осколочно-фугасного действия АРС-280 «Буран» ВВС выдало в 1952 году. В филиале НИИ-1 на основании упомянутого выше Постановления СМ СССР № 2469-1022 группа под руководством Ляпунова взялась за его разработку без особого энтузиазма. К 1 января 1954 года были разработаны чертежи опытного образца, изготовлены стендовые камеры и проведены стендовые испытания порохового заряда при температуре +50°С, а также изготовлено двадцать два пороховых заряда для проведения экспериментальных стрельб на полигоне. Снаряд схематично повторял штатный С-21, пропорционально увеличенный относительно требуемого калибра. На этапе заводских и полигонных летных испытаний на самолете МиГ-17 от калибра 280 мм пришлось отказаться: боеприпас получился тяжеловатым для машины такого класса.

Переработка документации и изготовление опытных образцов заняло около двух лет. В итоге по программе «Бурана» Ляпунов создал очень удачный снаряд, принятый на вооружение под наименованием С-24. Более того, этот боеприпас в ВВС оказался таким «долгожителем», что побил 30-летний рекорд снаряда М-13 «Катюши». По своей массе опытный АРС-240 приближался к предельно допустимой для авиационных боеприпасов 3-й весовой группы, а значит, имел максимальную огневую мощь в классе АРС того времени.

1.Габаритно-весовой макет опытного реактивного снаряда АРС-280 Буран.

Габаритно-весовой макет опытного реактивного снаряда АРС-280 «Буран».

Когда боеприпас был готов, носитель (Су-7Б) под него еще отсутствовал. В главном штабе ВВС приняли решение провести заводские испытания на штурмовике Ил-10. Ведущим инженером в ГК НИИ ВВС начинал эту работу капитан Маркевич, ведущий летчик Валивач. На госиспытаниях ведущим инженером был назначен А.И.Грехов. Их проводили уже на истребителе-бомбардировщике Су-7Б ведущие летчики В.Г.Иванов и В.Г.Плюшкин. Недостаточно отработанный взрыватель В-24 срабатывал с большим запаздыванием и все осколки от мощной БЧ оставались в грунте (камуфлет), а фугасное действие на таком расстоянии от цели почти не чувствовалось, поскольку сила ударной волны резко затухала.

На первых снарядах С-24 сначала предполагали использовать неконтактные оптические взрыватели «Зарево» для подрыва БЧ над поверхностью земли. Теоретически это позволяло повысить эффективность применения боеприпаса по легкобронированной и легкоуязвимой технике, а также живой силе в два раза. На полигоне НИИ ВВС выполнили всего семь пусков. Все они прошли успешно, но в серию взрыватель так и не запустили. На С-24 штатным был утвержден механический контактный взрыватель мгновенного и замедленного действия В-24А. На летных огневых испытаниях при установке на мгновенное действие он срабатывал с недопустимо большим замедлением, отчего резко снижалась эффективность (осколочное действие БЧ было почти нулевым). Поэтому на практике установку на мгновенное действие не использовали. Позже этот недостаток устранили, разработав взрыватель РВ-24.

В 1960 году снаряд поступил в серийное производство в составе авиационной реактивной системы АС-24. С принятием на вооружение истребителей МиГ-21Ф и МиГ-21Ф-13 он сразу пополнил их арсенал.

Отработка неуправляемого реактивного и бомбардировочного вооружения проходила в ГК НИИ ВВС на двух истребителях МиГ-21Ф № 72210206 и № 72210207 в период с 25 июня 1960 года по 20 апреля 1961-го. Самолеты оборудовали двумя балочными держателями БДЗ-58-21 с штатными замками БДЗ-55Т. На совместные с ГКАТ государственные испытания были представлены следующие варианты вооружения:
-реактивные снаряды АРС-212М или С-24;
-бомбы ОФАБ-100-120, ФАБ-250 модели М-54 и М-58 и ФАБ-500 модели М-54, а также зажигательные баки ЗБ-360.

Ответственными за их проведение назначили ведущих инженеров В.К.Ефимова и Н.В.Горохова, а также летчика-испытателя М.Х.Халиева. Всего было выполнено 114 полетов с общим налетом 50 часов.

В связи с тем, что в процессе испытаний на самолете МиГ-21Ф № 72210206 при пуске снарядов АРС-212М двигатель носителя глох, в ОКБ-155 разработали мероприятия с целью предотвращения подобных неприятностей. Для этого на самолете установили клапан сброса (КС) давления топлива. После доработки на этой машине в соответствии с программой и «Планом экспериментальных работ по обеспечению устойчивой работы силовой установки при стрельбе реактивными снарядами и ракетами К-13«, утвержденными ГКАТ и ВВС 26 ноября 1956 г., были выполнены полеты с пусками снарядов С-24 (всего 25 пусков залпом по два снаряда). Стрельбы снарядами АРС-212М после доработок не проводили в связи с решением СМ СССР о прекращении работ по системе АРС-212М «Овод-М». Применение клапанов «КС» обеспечило устойчивую работу двигателя при стрельбе С-24 в проверенном диапазоне режимов боевого применения самолета МиГ-21Ф (высота 550-6000 м и приборная скорость 580-1000 км/ч.). Правда, при стрельбе пороховые газы вызывали «бурление» во входном канале и незначительные колебания воздуха на входе в двигатель.

Параметры рассеивания снарядов С-24 в картинной плоскости при стрельбе по неподвижной цели с прицелом ACП-5H-BVI при установке баллистики АРС-212М (среднее значение дальности стрельбы 1660 м, угла пикирования 28° и скорости полета в момент стрельбы 675 км/ч) практически не отличались от соответствующих параметров, полученных во время госиспытаний системы АС-24 на самолете Су-7Б. Так, вероятные отклонения полного кругового рассеивания составили 8,6 тыс. дальности (на Су-7Б — 9,0 тыс. дальности), а вероятные отклонения индивидуального кругового рассеивания — 4,5 тыс. дальности (на Су-7Б — 4,3 тыс. дальности). Систематическая ошибка стрельбы в боковом направлении соответствовала -7,0 тыс. дальности (-13,0 у Су-7Б), а систематическая ошибка стрельбы по направлению захода составила 1,0 тыс. дальности (-10,3 у Су-7Б).

Максимальная скорость истребителей МиГ-21Ф с двумя реактивными снарядами С-24 и ПТБ была ограничена приборной скоростью 1000 км/ч до высоты 8500 м (без ПТБ 1100 км/ч до 8300 м) и числом М=1,3 выше 8500 м (без ПТБ М=1,4 выше 8300 м). Практическая дальность полета на высоте 11000 м составила 1090 км, а с подвесным баком — 1300 км. Характеристики устойчивости и управляемости в пределах ограничений, установленных ОКБ-155, хоть несколько и ухудшились, но были вполне удовлетворительными и обеспечивали безопасность полета.

В целом испытания показали, что предъявленные варианты вооружения удовлетворяют основным ТТТ ВВС, значительно расширяют возможности боевого применения и могут быть рекомендованы для принятия на вооружение ВВС. Система реактивного вооружения АС-24 показала свою безопасность и безотказность в работе.

Балочный держатель обеспечил надежное крепление пусковых устройств ПУ-12-40 со снарядами С-24 и их безопасный аварийный сброс.

2.Пусковое устройство ПУ-12-40У, установленное на балочном держателе БДЗ-57ФР.

Пусковое устройство ПУ-12-40У, установленное на балочном держателе БДЗ-57ФР.

2.НАР С-24Б.

НАР С-24Б на пусковом устройстве АПУ-68УМ.

К 1964 году в новосибирском НИИ в дополнение своему механическому взрывателю для С-24 в инициативном порядке разработали неконтактный радиолокационный взрыватель РВ-24 «Жук», принцип действия которого основывался на эффекте Доплера. Заводские испытания продемонстрировали чересчур большую высоту срабатывания (15-18 м) над целью. Осколки разлетались далеко в стороны, не нанося мишеням никакого ущерба. Следующую партию «Жуков» изготовили с загрубленной чувствительностью и С-24 рвались в двух-трех метрах над землей. Все цели были разбиты вдребезги, что само по себе немудрено — корпус БЧ снаряда С-24 дробился на 4000 продуктивных осколков.

В процессе эксплуатации снарядов С-24 в войсках выявилась одна неприятная особенность его двигателей, снаряженных порохом рецептуры РСИ-60. Во-первых, во время стрельбы продукты горения ракетного заряда стали «глушить» двигатель носителя. Во-вторых, некоторые новшества в технологии производства пороховых шашек, не согласованные с военными испытателями, привели к тому, что после стрельбы самолеты МиГ-21 и Су-7Б возвращались на аэродром с густой зеленой копотью на лобовом стекле. Переснаряженные по требованию заказчика снаряды ракетными зарядами из небронированного пороха рецептуры БН-К получили наименование С-24Б.

3.Реактивные снаряды С-24Б на истребителе МиГ-21бис.

Реактивные снаряды С-24Б на истребителе МиГ-21бис.

Стоит отметить, что снаряд С-24 также входил и в арсенал самолетов МиГ-17 еще состоявших к началу 70-х годов на вооружении истребительно-бомбардировочных полков. В соответствии с план-графиком по отработке эталонных образцов самолетов с усиленным вооружением, утвержденным Главкомом ВВС 5 августа 1969 года, на заводе № 153 серийный МиГ-17 № 1215347 выпуска 1953 года оборудовали двумя дополнительными универсальными держателями БДЗ-60-21УМР. На каждом держателе можно было размещать один из следующих вариантов вооружения: авиабомбы калибрами 50-250 кг, пусковое устройство ПУ-12-40УД для стрельбы реактивными снарядами С-24 или универсальный блок УБ-16-57УМП для стрельбы реактивными снарядами С-5М или С-5К. В связи с возросшей боевой нагрузкой на истребителе МиГ-17 установили опытные авиашины 660 х 160 модели «36», допускавшие летную эксплуатацию самолета с максимальной взлетной массой 6800 кг. Для обеспечения необходимого клиренса по стабилизаторам снарядов С-24, при их размещении на ПУ, было увеличено давление в амортизаторах основных стоек шасси с 90 до 100 кг/см2.

Испытания самолета проходили в ГК НИИ ВВС с 29 мая 1972 года по 3 декабря 1973 года. Ответственными на них были назначены ведущий инженер Б.А.Архипенков и летчики-испытатели Ю.В.Арбенев и Н.Е.Садкин. Длительный срок испытаний объясняется тем, что более года (с 18 июля 1972 года по 26 июля 1973 года) самолет простоял в ожидании двигателя ВК-1А взамен вышедшего из строя, а также из-за отсутствия гидро- и пневмошлангов, необходимых для замены отслуживших свой срок. Всего в процессе испытаний было выполнено шестьдесят полетов. Характеристики устойчивости и управляемости, а также техника пилотирования самолета МиГ-17 со всеми предусмотренными вариантами вооружения на четырех-точечной подвеске практически не отличались от соответствующих у самолета с двухточечной подвеской. Максимальная взлетная масса составила 6682 кг при подвеске двух бомб ФАБ-250 и ПТБ. При этом максимальная скорость составляла 810 км/ч на высоте 5000 м, дальность полета 700 км, а практический потолок 11100 м, что было вполне приемлемо для нанесения ударов по наземным целям.

Снаряды С-24 до сих пор состоят на вооружении ВВС не только в России и странах бывшего СССР, но и в государствах, входивших в Варшавский Договор, а также в ряде других стран. Применительно к носителям ОКБ им. А.И.Микояна снаряды С-24Б отлично вписались в боекомплект большинства модификаций МиГ-21 и МиГ-23, а также МиГ-27. По опыту боевых действий в Афганистане, а также в ряде локальных военных конфликтов на территории бывшего Советского Союза, «Ляпуновские» С-24Б получили самую высокую оценку авиаторов.

ТТХ:

Модификация: С-24
Калибр, мм: 240
Длина, мм: 2330
Размах стабилизатора, мм: 600
Масса ракеты, кг: 235
Масса БЧ, кг: 123
Масса ВВ, кг: 23,5
Скорость, м/с: 413
Дальность, м: 2000
Радиус поражения, м: 300-400.

6.Миг-21 ВВС Сирии применяет НАР С-24.

МиГ-21 ВВС Сирии применяет НАР С-24.

4.НАР С-24Б на МАКС-2009.

НАР С-24Б на МАКС-2009.

5.НАР С-24Б на МАКС-2009.

НАР С-24Б на МАКС-2009.

С-24. Схема.

.

.

Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Владимир Марковский, Константин Перов. Наследники «эрэсов».
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «С-24».