Истребитель-перехватчик МиГ-31М.
Разработчик: ОКБ МиГ
Страна: СССР
Первый полет: 1985 г.
В инициативном порядке группа инженерно-технических работников Горьковского авиационного завода под руководством Главного конструктора Е.И.Миндрова разработала вариант модернизации серийного перехватчика. Для проверки предложений горьковских инженеров выделили один МиГ-31 (после модернизации получил бортовой номер «503» голубого цвета), доработки были направлены на облегчение конструкции и улучшение технологичности производства самолета, значительным изменениям подверглась топливная система. Летные испытания показали, что в результате изменения местоположения топливных баков, сместился центр тяжести самолета, что ухудшило устойчивость и управляемость перехватчика. Борт «503» принимал участие в программе летных испытаний МиГ-31М.
МиГ-31М представляет собой глубокую модификацию исходного варианта, изменениям подвергся как внешний облик самолета, так и его «начинка» и вооружения. МиГ-31М имеет:
-корневые наплывы крыла большей площади, чем предыдущие варианты МиГ-31;
-гаргрот имеет большие размеры за счет увеличения на 300 л емкости размещенного в нем топливного бака;
-площадь остекления правой стороны фонаря кабины штурмана уменьшена для создания эффекта «темной кабины», облегчающего работу с индикаторами тактической обстановки, в то же время площадь остекления фонаря кабины летчика увеличена за счет установки монолитного козырька фонаря кабины; -носовой обтекатель антенны РЛС наклонен вниз на 7° по отношению к продольной оси самолета для улучшения обзора из кабины летчика вниз-вперед, сам обтекатель имеет больший диаметр;
-на нижней поверхности фюзеляжа имеются гнезда для размещения в полуутопленном положении не четырех (как на МиГ-31), а шести ракет воздух-воздух большого радиуса действия;
-пушка отсутствует;
-штанга топливоприемника перенесена на правый борт;
-двигатели разнесены на большее расстояние от продольной оси самолета;
-увеличена площадь рулей направления;
-Миг-31М не имеет двойного управления, органы управления полетом самолета в кабине штурмана отсутствуют.
На седьмом прототипе на концах крыльев устанавливались сигарообразные контейнеры с аппаратурой РЭБ, для увеличения путевой устойчивости в хвостовой части контейнеры имели вертикальные поверхности треугольной формы.
На МиГ-31М установлена усовершенствованная РЛС «Заслон-М»; в состав приборного оборудования обоих кабин введены многофункциональные электронные индикаторы; органы управления самолетом в кабине штурмана не установлены, также как и перископ обзора передней полусферы; в состав системы управления оружием вместо убираемого теплопеленгатора интегрированы оптоэлектронная обзорно-прицельная система и лазерный дальномер (оптические головки ИК системы и дальномера расположены перед козырьком кабины летчика), а ассортимент вооружения расширился за счет новых ракет воздух-воздух среднего радиуса действия РВВ-АЕ, малого радиуса Р-73, модернизированного варианта УР Р-33 — ракеты Р-33С и новой ракеты сверхбольшой дальности Р-37. Увеличение взлетной массы перехватчика в какой-то мере компенсируется установкой более мощных двигателей Д-30Ф-6М.
Все МиГ-31M построены на заводе в Нижнем Новгороде, первый построенный самолет предназначался для статических испытаний, второй — бортовой номер «051» — 21 декабря 1985 года впервые поднял в воздух экипаж в составе летчика-испытателя Бориса Орлова и штурмана-испытателя Леонида Попова. Всего было изготовлено семь прототипов — бортовые номера: «051»-«057», борт «052» разбился в ходе испытаний, летчик-испытатель ОКБ Владимир Горбунов успешно катапультировался.
Государственные испытания модернизированного перехватчика завершились только в апреле 1994 года успешным поражением учебной воздушной цели на удалении 300 км. В испытаниях были задействованы самолеты с бортовыми номерами «053»; «054»; «053»; «055»; «056»; «057».
Премьера МиГ-31М (бортовой номер «057») состоялась в марте 1992 года, когда на аэродроме Мачулище, недалеко от Минска, состоялась демонстрация новейшей авиационной технике руководителям стран СНГ, (кстати, на показ прибыли только Ельцин, Назарбаев и Муталибов, что определенным образом характеризует интерес глав государств к авиации). На показ были допущены журналисты, благодаря которым существование МиГ-31М перестало быть секретом, а его фотографии появились на страницах отечественной и зарубежной прессы.
Серийное производство МиГ-31М развернуть не удалось из-за отсутствия ассигнований, однако главком ВВС России генерал-полковник Корнуков не исключает возможности модернизации до уровня МиГ-31М ранее построенных перехватчиков.
ЛТХ:
Модификация: МиГ-31М
Размах крыла, м: 13,46
Длина, м: 22,69
Высота, м: 6,15
Площадь крыла, м2: 61,60
Масса, кг
-пустого самолета: 21900
-максимальная взлетная: 52000
Тип двигателя: 2 х ДТРД Соловьев Д-30Ф-6М
Тяга, кгс: 2 х 16500
Максимальная скорость, км/ч: 3000 (М=2,83)
Практическая дальность, км: 3000
Практический потолок, м: 20600
Экипаж: 2
Боевая нагрузка: 9000 кг
Вооружение: 6 х УР большой дальности Р-37 или Р-33С, размещенных под фюзеляжем на полуутопленных узлах подвески и 4 х УР средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ) на подкрыльевых узлах.
МиГ-31М борт № 057.
МиГ-31М борт № 057.
МиГ-31М на стоянке.
МиГ-31М на стоянке.
МиГ-31М. Вид сзади.
МиГ-31М. Вид спереди.
МиГ-31М борт № 053.
МиГ-31М борт № 053.
МиГ-31М борт № 052 в полете.
Кабина пилота МиГ-31М.
Кабина штурмана-оператора МиГ-31М.
Контейнер РЭБ на МиГ-31М.
Подвешенные под МиГ-31М ракеты К-37.
МиГ-31М борт № 057. Рисунок.
Проекции МиГ-31М. Рисунок.
МиГ-31М. Схема.
.
.
Список источников:
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Крылья Родины. Владимир Ильин. «Английская гончая» с красными звездами.
Владимир Ильин. Самые скоростные истребители МиГ-25 и МиГ-31.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «МиГ МиГ-31М».