Турбореактивный авиационный двигатель Д-30.

Разработчик: ОКБ-19 П.А.Соловьёва
Страна: СССР
Разработка: 1963 г.

Турбореактивный двухконтурный двигатель Д-30 был разработан в ОКБ-19 П.А.Соловьёва в 1963 году для пассажирского самолёта Ту-134. Серийное производство двигателя было организовано на Пермском и Рыбинском моторостроительных заводах в 1972 году. Всего изготовлено около 8000 двигателей семейства Д-30. В процессе производства конструкция постоянно дорабатывалась. Двигатели семейства Д-30 считаются одними из самых надёжных в мире. Капитальный ремонт осуществляется на АО «Пермские моторы», а также на авиаремонтных заводах № 123 (Старая Русса), № 570 (Ейск).

Двигатель Д-30 выполнен по двухвальной схеме, и состоит из компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного устройства. Модификации Д-30КП и Д-30КУ оснащены реверсивным устройством. Запуск двигателя автоматический, осуществляется от воздушного стартера. Система зажигания электронная, включает агрегат зажигания и 2 полупроводниковые свечи поверхностного заряда. Масляная система автономная, нормально замкнутая, циркуляционная. Все агрегаты масляной системы расположены на двигателе. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.

Модификации:
Д-30 (ПС-30) — базовая модель, устанавливается на Ту-134. Выпускался в трех сериях:
-Д-30 I серии с 1967 года — Ту-134;
-Д-30 II серии с 1970 года — Ту-134А;
-Д-30 III серии с 1982 года — Ту-134А-3 и Ту-134Б-3.
Д-30-10В и Д-30В-12 — турбовентиляторные двигатели для высотного разведывательного самолёта М-55.
Д-30В — турбовальный для проекта вертолёта В-12М.
Д-30КП — двигатель с реверсивным устройством, для самолётов семейства Ил-76 и его модификаций А-50 и Ил-78.
Д-30КП-3 «Бурлак» — форсированный до 14000 кгс. Разработан в 2003-2005 годах в НПО «Сатурн». Отличается новым вентилятором, увеличенной степенью двухконтурности.
Д-30КПВ — двигатель для гидросамолета А-40.
Д-30КУ — двигатель с тягой 11500 кгс. Устанавливался на Ту-154М и Ил-62М. Выпускается в Рыбинске.
Д-30КУ-154 — двигатель для Ту-154М. Увеличен ресурс за счёт снижения тяги до 11000 кгс. В 2003 году разработана малоэмиссионная камера сгорания, позволяющая снизить уровень шума. В двигателе Д-30КУ-154 3 серии ресурс повышен на 800 часов, за счёт снижения температуры на 20°К чем у Д-30КУ-154 2 серии, гарантийный межремонтный ресурс 3000 часов (1386 циклов), назначенный ресурс 15000 часов (7000 циклов). Выпускается в Рыбинске.
Д-30Ф-6 — значительно переработанная версия с форсажной камерой для перехватчика МиГ-31.

ТТХ (Д-30КП):

Длина, мм: 6000
Диаметр, мм: —
Масса сухая, кг: 2640
Степень двухконтурности: 2,36
Расход воздуха через компрессор, кг/с: 279
Степень повышения давления в компрессоре: —
Температура газа перед турбиной, °C: 1154
Тяга, кгс
-на взлётном режиме: 12000
-на крейсерском режиме: 2750
-обратная максимальная: 3800
Удельный расход топлива, кг/кгс-ч.
-на взлётном режиме: 0,5
-на крейсерском режиме: 0,7.

1.Двигатель Д-30 I серии.

Двигатель Д-30 I серии.

2.Двигатель Д-30 II серии.

Двигатель Д-30 II серии.

3.Двигатель Д-30 III серии. Музей авиации в Дании.

Двигатель Д-30 III серии. Музей авиации в Дании.

4.Двигатель Д-30КП.

Двигатель Д-30КП.

5.Двигатель Д-30КП.

Двигатель Д-30КП.

6.Двигатель Д-30КП.

Двигатель Д-30КП.

7.Двигатель Д-30КП в роли учебного пособия в МГТУ ГА.

Двигатель Д-30КП в роли учебного пособия в МГТУ ГА.

8.Двигатель Д-30КП в роли учебного пособия в МГТУ ГА.

Двигатель Д-30КП в роли учебного пособия в МГТУ ГА.

9.Двигатель Д-30КУ-154.

Двигатель Д-30КУ-154.

10.Двигатель Д-30КУ-154.

Двигатель Д-30КУ-154.

11.Двигатель Д-30Ф-6 в роли учебного пособия.

Двигатель Д-30Ф-6 в роли учебного пособия.

.

.

Список источников:
Р.И.Виноградов, А.Н.Пономарёв. Развитие самолётов мира.
Иллюстрированный каталог Авиации мира (http://www.brazd.ru).
Журнал «Двигатель» № 1 за 2003 г. А.Николаев. Пять десятилетий Павла Соловьёва.
Фотоархив сайта russianplanes.net