Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95КД.
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1961 г.
Установка на Ту-95 комплекса К-20 и подвеска ракеты Х-20 уменьшили его дальность полета почти на 2000 км. Поэтому еще в процессе испытаний Ту-95К был поднят вопрос об оборудовании ракетоносца системой дозаправки топливом в полете, а 2 июля 1958 года вышло постановление Совета Министров, обязывавшее ОКБ-156 существенно улучшить ТТХ самолета-носителя и в целом комплекса К-20. В рамках этой работы 28 апреля 1959 года состоялось решение Военно-промышленной комиссии при Совмине, которое одобряло предложение ВВС и ОКБ-156 оборудовать серийный Ту-95К системой крыльевой заправки, аналогичной примененной на Ту-16. Однако последующий анализ показал, что из-за большого размаха и гибкости крыла Ту-95 такая система дозаправки для него невозможна. Поэтому на самолет решили установить систему «шланг-конус», отработанную на бомбардировщике 3М. 20 мая 1960 года вышло соответствующее постановление Совета Министров, устанавливавшее срок передачи опытного самолета на совместные испытания в первом квартале 1961 года. ОКБ-156 оперативно подготовило всю конструкторскую документацию и в мае завод № 18 оборудовал серийный Ту-95К № 2103 системой «Конус». Самолет, получивший обозначение Ту-95КД (изделие «ВКД»), мог принять в полете до 50 т топлива.
От Ту-95К новый самолет отличался телескопическим топливоприемником (штангой) перед кабиной пилотов, трубопроводом заправки по правому борту самолета с системой откачки топлива, системой сжатого воздуха для управления топливоприемником и радиоаппаратурой «Приток» для связи с самолетом-заправщиком. Кроме того, на Ту-95КД устанавливалась централизованная система наземной заправки топливом.
Опытный Ту-95КД проходил первый этап совместных испытаний с 5 июля по 8 сентября 1961 года. В полетах проверялись система выпуска и уборки топливоприемника, а также работа вновь установленной аппаратуры. Второй этап проводился с 17 октября по 30 января 1962 года и включал практические дозаправки Ту-95КД от танкера М-4-2. Первый серийный Ту-95КД был выпущен на заводе № 18 в 1962 году, а всего построили более двух десятков самолетов этого типа. Еще несколько машин переоборудовали из ранее выпущенных Ту-95К (в том числе из опытного).
ЛТХ:
Модификация: Ту-95КД
Размах крыльев, м: 50,04
Длина, м: 46,90
Высота, м: 12,50
Площадь крыла, м2: 283,7
Масса, кг
-пустого самолета: 86000
-максимальная взлетная: 182000
Тип двигателя: 4 х НК-12МВ
Тяга, кгс: 4 х 15000
Максимальная скорость, км/ч: 860
Крейсерская скорость, км/ч: 770
Дальность полета, км
-без дозаправки: 12200
-с дозаправкой: 15700
Боевой радиус действия, км: 7000
Практический потолок, м: 11600
Экипаж, чел: 8-9
Вооружение: 6 спаренных 23-мм пушек АМ-23, расположенных в 3 оборонительных установках: верхней ДТ-В12, нижней ДТ-Н12, и кормовой ДК-12. Общий боезапас — 2500 выстрелов. до 12000 кг боевой нагрузки — 1 х КР Х-20, подвешиваемая под фюзеляжем в районе бывшего грузоотсека.
Дальний ракетоносец Ту-95КД.
Ту-95КД с двумя контейнерами для бомб малого калибра.
Стратегический ракетоносец Ту-95КД.
Ту-95КД в полете.
Дозаправка Ту-95КД в полете.
.
.
Список источников:
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ».
ОАО «Туполев» : От АНТ-1 до Ту-334.
Техника и вооружение. Р.Ангельский. Средство доставки.
Авиация и Космонавтика. Владимир Ригмант. Рождение Ту-95.
Авиация и Время. Владимир Ригмант, Ефим Гордон. Цель- Америка.
Авиация и Космонавтика. Владимир Ригмант. Ту-95.
Крылья Родины. Николай Якубович. Межконтинентальный бомбардировщик: Еще раз о Ту-95 и его модификациях.
Авиация и Время. Ту-95, постановка задачи.
Крылья Родины. Дмитрий Антонов, Владимир Ригмант. Из досье русского «Медведя».
Вестник Воздушного Флота. Владимир Ригмант. Туполевские «Ястребы».
Роман Астахов. Русская Сила. Стратегический бомбардировщик и ракетоносец Ту-95.