Стратегический бомбардировщик Ту-95МА.

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1983 г.0.Ту-95МА

В рамках работ по созданию крылатых ракет большой дальности одновременно с работами по Х-55 в работах участвовало НПО «Машиностроение» (бывшее ОКБ-52, созданное В.Н.Челомеем). Как и первый проект МКБ «Радуги», проект НПО «Машиностроения» предполагал создание базовой конструкции, которая при соответствующей модификации способна была бы удовлетворить требованиям и сухопутного базирования, и морского базирования, и базирования на самолетах-ракетоносцах (работа для обеих организаций была задана одновременно и одним ПСМ СССР).

Проект НПО «Машиностроения» отличался более высокими характеристиками. Это был крупный самолет-снаряд со стреловидным складным крылом, оснащенный маршевым ПВРД со встроенным разгонным блоком. Заявленная скорость равнялась 3000 км/ч, потолок 24000 м и дальность полета до 5000 км. Авиационный вариант самолета-снаряда получил обозначение ЗМ25А «Метеорит-А». В качестве самолета-носителя предполагалось использовать модифицированный Ту-95МС, на котором на крыльевых пилонах планировалось разместить от 2-х до 4-х «Метеоритов». Соответственно под новые подвески должна была быть доработана система управления подготовки и пуска ракет, доработаны элементы наземного комплекса и т.д. В дополнение к наружным подвескам «Метеоритов», не выходя за пределы оговоренных нагрузок, можно было бы в грузоотсеке размещать и другие виды боевых нагрузок, в том числе противорадилокационные ракеты, а также ракеты класса «воздух-воздух», что должно было повысить устойчивость комплекса к средствам ПВО.

В мае 1980 года был произведен первый пуск с наземного стенда, который закончился неудачно. Трудности с доводкой «Метерита» сдвинули начало испытаний на самолете-носителе на несколько лет. Для работ по теме «Метеорит» был выделен серийный Ту-95МС № 04,в январе 1983 года этот самолет был переоборудован под испытания нового самолета-снаряда и получил обозначение Ту-95МА. Испытания самолета и комплекса проводились в течение нескольких лет, были практические пуски «Метеоритов» с борта самолета. Достаточно сложный комплекс требовал длительных доводок и доработок, а тем временем его конкурент с ракетами Х-55 уже строился серийно. Поэтому вскоре все работы по «Метеориту», на общем фоне снижения оборонных ассигнований и свертывания целого ряда оборонных программ были прекращены.

ЛТХ:

Модификация: Ту-95МА
Размах крыла, м: 50,05
Длина самолета, м: 49,13
Высота самолета, м: 13,20
Площадь крыла, м2: 289,90
Масса, кг
-пустого самолета: 94400
-максимальная взлетная: 185000
Топливо, кг: 81670
Тип двигателя: 4 х ТВД НК-12МП
Мощность, л.с.: 4 х 15000
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте: 830
-у земли: 650
Крейсерская скорость, км/ч: 720
Практическая дальность, км: 10500
Боевая дальность, км: 6500
Практический потолок: 12000
Экипаж, чел: 7
Вооружение: две 23-мм пушки ГШ-23 или ГШ-23Л
Боевая нагрузка: нормальная 9000 кг, ЗМ25А «Метеорит-А».

1.Ту-95МА на взлете.

Ту-95МА на взлете.

2.Ту-95МА в полете.

Ту-95МА в полете.

3.Ту-95МА с ракетой 3М25А Метеорит-А на испытаниях.

Ту-95МА с ракетой 3М25А «Метеорит-А» на испытаниях.

4.Момент отделения Метеорит-А от Ту-95МА.

Момент отделения «Метеорит-А» от Ту-95МА.

5.ЗМ25А Метеорит-А

ЗМ25А «Метеорит-А».

.

.

Список источников:
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ».
ОАО «Туполев» : От АНТ-1 до Ту-334.
Техника и вооружение. Р.Ангельский. Средство доставки.
Авиация и Космонавтика. Владимир Ригмант. Рождение Ту-95.
Авиация и Время. Владимир Ригмант, Ефим Гордон. Цель- Америка.
Авиация и Космонавтика. Владимир Ригмант. Ту-95.
Крылья Родины. Николай Якубович. Межконтинентальный бомбардировщик: Еще раз о Ту-95 и его модификациях.
Авиация и Время. Ту-95, постановка задачи.
Крылья Родины. Дмитрий Антонов, Владимир Ригмант. Из досье русского «Медведя».
Вестник Воздушного Флота. Владимир Ригмант. Туполевские «Ястребы».
Роман Астахов. Русская Сила. Стратегический бомбардировщик и ракетоносец Ту-95.