Ближнемагистральный транспортный самолет Ан-74.

Разработчик: ОКБ Антонова
Страна: CCCР
Первый полет: 1983 г.

Ан-74 — легкий транспортный многоцелевой самолет, создан в Авиационном научно-техническом комплексе (АНТК) имени О.К.Антонова.

2 февраля 1982 года МАП и МГА СССР принимают решение о создании самолета Ан-74 (прежнее наименование Ан-72А) для работы в условиях Арктики и Антарктики на основе модифицированного варианта самолета Ан-72, запущенного в серийное производство на ХАПО. 26 января 1983 год было принято решение Совета Министров СССР о создании на Киевском механическом заводе первого опытного варианта самолета Ан-74 с колесным шасси путем модификации опытного самолета Ан-72 № 003. 29 сентября опытный самолет Ан-74 (бортовой № «СССР-780334», серийный № 003) совершает свой первый полет с экипажем во главе с летчиками С.А.Горбиком и В.А.Шляховым. В августе 1986 года состоялась первая международная демонстрация самолета Ан-74 «СССР-58642» на авиационном салоне в городе Ванкувер в Канаде. 13 сентября 1990 года не дожидаясь окончания государственных испытаний, Министерство гражданской авиации начинает проведение эксплуатационных испытаний самолетов Ан-74 на базе аэропорта Черский Колымо-Индигирского ОАО концерна «Якутавиа». 13 декабря успешно закончены государственные испытания четырех предсерийных самолетов Ан-74, проходившие на аэродромах в Шереметьево, Сочи, Ашхабаде, Борисполе, Гостомеле, Черском, Павловск-Камчатском.

В апреле 1991 года самолет Ан-74 решением МГА допущен к эксплуатации в граждан ской авиации. 2 августа Постановлением Госавианадзора СССР № 14 АНТК им.О.К.Антонова выдан сертификат типа № 13-74 на самолет Ан-74.

Ан-74 создан для эксплуатации в районах Арктики и Антарктиды, предназначен для перевозки грузов, техники и людей на авиалиниях малой и средней протяженности в любых климатических условиях от -60°С до +45°С и на любых широтах, в том числе в условиях Северного полюса и в высокогорных районах. Его можно эксплуатировать на оборудованных и необорудованных воздушных трассах в любое время года и суток с бетонных, галечных, ледовых и снежных аэродромов, на внутренних и международных линиях.

Самолет Ан-74 позволяет перевозить груз до 7,5 тонн, в том числе до 10 пассажиров, на высоте до 10100 метров с крейсерской скоростью 550-700 км/ч. Кроме того, он может выполнять следующие специализированные задачи:
-проводку судов;
-организацию и обслуживание дрейфующих станций;
-проведение научно-исследовательских работ в высоких широтах Арктического и Антарктического бассейнов;
-визуальную ледовую разведку;
-разведку рыбных косяков.
В условиях эксплуатации самолет Ан-74 легко переоборудуется в санитарный, пожарно-десантный и другие варианты.

Самолет Ан-74 удовлетворяет Нормам летной годности гражданских самолетов. В конструкции самолета широко использованы новые конструкционные материалы и технологические процессы. Это обеспечило высокую весовую отдачу самолета.

Самолет выполнен по схеме высокоплана с двумя турбовентиляторными двигателями Д-36 серии 2А взлетной тягой по 6500 кгс (63,7 кН) установленными над крылом, и Т-образным хвостовым оперением.

Установка двигателей с большим выносом вперед над верхней поверхностью крыла практически исключает попадание в двигатели посторонних предметов с поверхности ВПП при взлете и посадке, повышает подъемную силу крыла за счет обдува его верхней поверхности и внутренних закрылков струями двигателей и снижает уровень шума на местности вследствие экранирования крылом реактивных струй двигателей.

Экипаж самолета состоит из четырех человек летного состава: Командир воздушного судна, второй пилот, штурман, и бортмеханик.

Кабина экипажа обеспечивает хороший обзор и возможность пилотирования в условиях аэродромов ограниченных размеров со взлетом и посадкой по крутым траекториям. Размещение приборов и органов управления в кабине экипажа оптимизировано и отработано на приборных стендах при всех практически возможных полетных ситуациях.

Экипаж самолета состоит из четырех человек летного состава:
-командир воздушного судна;
-второй пилот;
-штурман;
-бортмеханик;
-при необходимости — бортоператор по транспортному оборудованию.
Возможна эксплуатация самолета без бортоператора, при этом его обязанности возлагаются на бортмеханика.

Для размещения бортоператора в кабине экипажа на входной двери устанавливается откидное сиденье с привязными ремнями, которое, при необходимости, можно использовать для размещения лоцмана (обязанности бортоператора в этом случае выполняет бортмеханик самолета).

Транспортная кабина имеет габариты, оптимизированные по размерам основного потока перевозимых грузов, и позволяет перевозить грузы в контейнерах и спакетированные на жестких поддонах, нестандартные (тюки, бочки и др.) грузы, а также несамоходную и самоходную колесную технику (автомобили типа УАЗ, РАФ, «Джип-С47» АРО-240 и др.)

Проем грузового люка закрывается рампой, которую можно спускать на землю и использовать в качестве трапа, либо сдвигать вперед под фюзеляж, что обеспечивает удобство загрузки самолета непосредственно с кузова автомобиля.

Погрузка и разгрузка грузов, спакетированных на поддонах. грузов в контейнерах и прочих производится с помощью бортового погрузочного устройства грузоподъемностью 2500 кгс (24,5 кН). Погрузка и разгрузка самоходной техники производится своим ходом. а несамоходной колесной техники — с помощью тягача и тросового погрузочного устройства.

Большая тяговооруженность, наличие на самолете вспомогательной силовой установки для автономного запуска двигателей и бортовых средств механизации погрузочно-разгрузочных работ, высокое расположение двигателей и конструкция шасси с пневматиками низкого давления обеспечивают автономную эксплуатацию самолета с малооборудованных грунтовых, галечных, ледовых, заснеженных аэродромов укороченных размеров с прочностью покрытия не менее 8 кгс/см2 (800 кПа) и выше.

Установленное на самолете современное радиосвязное и пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает полеты самолета на оборудованных трассах во всех географических районах, над земной и водной поверхностями, в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью с высокой точностью автоматического самолетовождения на маршруте и посадку при метеоминимуме, соответствующем 1 категории ИКАО (60 x 800 м).

Самолет прост в эксплуатации, без затруднений осваивается летным и инженерно-техническим составом средней квалификации.

Модификации :
Ан-74 — первая модификация.
Ан-74-200 — грузопассажирский вариант на 10 пассажиров и 7500 кг. груза. Основное отличие Ан-74-200 от Ан-74 заключается в использовании двигателей более совершенной серии, что позволило увеличить максимальный взлетный вес с 34,8 т до 36,5 т и дальность полета с грузом 7,5 т с 1650 км до 2300 км.

ЛТХ:

Модификация: Ан-74
Размах крыла, м: 31,89
Длина самолета, м: 28,07
Высота самолета, м: 8,65
Площадь крыла, м2: 98,62
Масса, кг
-пустого самолета: 18900
-максимальная взлетная: 36500
Тип двигателя: 2 х ТРД Прогресс (Лотарев) Д-36 серии 2А
Тяга, кгс: 2 х 6500
Максимальная скорость, км/ч: 750
Крейсерская скорость, км/ч: 580-700
Перегоночная дальность, км: 4400
Практическая дальность, км
-с 10000 кг груза: 1650
-с 4400 кг груза: 4150
Практический потолок, м: 10100
Экипаж, чел: 5
Полезная нагрузка: 10 пассажиров или до 5000 кг груза.

Опытный Ан-74 перед первым полетом. Святошино, 29 сентября 1983 г.

2.Опытный Ан-74 в полете.

Опытный Ан-74 в полете.

4.Первый предсерийный Ан-74 в полете. 2

Опытный Ан-74 в полете.

3.Первый опытный Ан-74 на испытаниях.

Первый опытный Ан-74 на испытаниях.

5.Первый предсерийный Ан-74 в полете.

Первый предсерийный Ан-74 в полете.

6.Первый предсерийный Ан-74.

Серийный Ан-74 заходит на посадку.

7.Ан-74 с открытой рампой грузового отсека.

Ан-74 с открытой рампой грузового отсека.

an-74-na-stoyanke

Ан-74 на стоянке.

8.Ан-74 на стоянке.

Ан-74 на стоянке.

9.Ан-74 перед вылетом на Северный полюс.

Ан-74 перед вылетом на Северный полюс.

9а.Ан-74 Полярной авиации.

Ан-74 Полярной авиации.

10.Ан-74П МЧС России.

Ан-74П «Александр Беляков» МЧС России.

an-74p-na-vzlete

Ан-74П на взлете.

an-74p-v-polete

Ан-74П в полете.

an-74p-zahodit-na-posadku

Ан-74П заходит на посадку.

an-74p-zahodit-na-posadku-2

Ан-74П заходит на посадку.

an-74-na-posadke

Ан-74 на посадке.

an-74-grazhdanskoj-aviatsii-sudana

Ан-74 гражданской авиации Судана.

11.Ан-74ТК-100 заходит на посадку.

Ан-74ТК-100 заходит на посадку.

Ан-74ТК-100 на стоянке.

12.Ан-74ТК-200 заходит на посадку.

Ан-74ТК-200 заходит на посадку.

Ан-74Д на стоянке.

kabina-an-74

Кабина пилотов Ан-74.

kabina-an-74-2

Кабина пилотов Ан-74.

14.Опытный Ан-74. Рисунок.

Опытный Ан-74. Рисунок.

Проекции Ан-74. Рисунок.

Ан-74ТК-200. Схема.

.

.
Список источников:
Николай Якубович. Все самолеты О.К.Антонова.
Antonov.com. АНТК им. О.К.Антонова. Семейство самолетов Ан-74.
Ksamc.com. ХГАПП. Продукция. Ан-74.
Вестник авиации и космонавтики. Ан-74.
ХГАПП. Харьковский авиационный завод: История, современность, перспективы.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Антонов Ан-74».